Тэкс Эйвери – властелин анимационного движения
Об анимации - Анимация США
17.08.2011 07:10

тэкс эйвери – властелин анимационного движения

Сутью анимационного движения является некая его гиперболизация. Мультипликатор Тэкс Эйвери одним из первых достиг в этом максимального совершенства. Его изобретения в разработке гэгов и спецтитров впоследствии будут заимствованы многими аниматорами.

Эйвери пришел в анимацию еще в конце 1920-х, а в 30-е он уже занимал должность ведущего режиссера-мультипликатора в кинокомпании Уорнер Бразерс. Там он занимался проектом «Сумасшедшие мелодии», снимал серии с Даффи Даком и поросенком Порки. Именно в серии «Порки охотится на зайца» (1938) появился знаменитый кролик Багз Бани, который два года «жил» в эпизодах своих собратьев по сериалу, и только в 1940 году «дослужился» до самостоятельного проекта. Вскоре кролик, грызущий морковку, приговаривая при этом «В чем проблема, док?», затмит и черного утенка, и нервного поросенка, став эмблемой, символом компании братьев Уорнер. Это произойдет уже без Тэкса Эйвери, в то время он будет занят своим собственным проектом на MGM, но здесь нам интересен новый принцип организации персонажного ряда в мультсериалах 1930-50х.

Заключается он в разработке целой компании главных героев, обладающих сквозным сюжетным свойством в пределах одного сериала под общим названием. То есть они не имеют 100%-ного самостоятельного сюжетного пространства, так как не имеют, по идее, единоличного сериала в принципе. Как это было в «Сумасшедших…» и «Веселых мелодиях»? Даффи Дак, Порки, Багз Бани – все они главные персонажи, и могут свободно появляться в любой сюжетной компоновке. Допустим, серия начинается про утенка Даффи, но там непременно появиться поросенок Порки или другой герой компании WB, и наоборот. Такая уловка станет выгодным направлением в сериальной индустрии США. Ведь зрителю предлагался традиционно комиксно-гэговый продукт и в тоже время каждый раз новое анимационное творение с любимыми персонажами. Плюс, такая практика давала возможность создателям вводить новых героев «на пробу». Если зрительский тест проходил успешно, персонажу давали все больше и больше экранного пространства, вплоть до ведущих ролей всего проекта. Зачастую мультяшки-новички вытесняли корифеев с экрана, становясь любимчиками публики на долгие года. Так случилось с клоуном Ко-Ко и Бетти Буп, с поросенком Порки и Багзом Банни.

Аналогичный пример – история чудаковатого дятла Вуди Вудпеккера (создатель – Уолтер Ланц). Впервые Вуди появился в эпизоде в серии про Энди Панду, некоторое время дятел был немым, но скорее обрел свой звонкий голос (его знаменитое «Угадай, кто?» и неподражаемый смех стали знаковыми единицами в истории американской анимации), и завоевал место ведущего персонажа проекта студии Уолтера Ланца.

Принцип коллективного героя Тэкс Эйвери перенес из практики на Уорнер Бразерс и в свой проект на Метро-Голдвин-Майер, который так и не получил единого общего названия. Но зритель знал, если на афише стоит имя Тэкса Эйвери, значит, они увидят любимых героев на экране: Волка Вулфи, собачку Друппи, Сумасбродную Белку и многих других. Таким образом, Эйвери наряду с Уолтом Диснеем взял реванш за потерю авторства в комиксе и анимации США начала 20 века, когда публика знала лишь студию и рисованную звезду, а людей, вдохнувших в них жизнь, не представляла вовсе. К сожалению, Дисней пойдет по тому же пути, ведь даже спустя 40 лет после его кончины, на премьере говорят «новый диснеевский мультфильм», хотя режиссером вполне самобытного произведения может быть и Марк Диндал, или, например, Брэд Берд.

Но вернемся непосредственно к анимации Тэкса Эйвери в 1940-50-х. Сам Эйвери выступал в качестве режиссера и идейного вдохновителя. Сценарии для его мультфильмов создавал Рич Хоган, мультипликат изготавливали Рэй Абрамс, Ирвен Спенс, Престон Блейк и Эд Лав. Музыку писал один из главных анимационных композиторов середины прошлого века Скотт Брэдли. Каждый эпизод длился около 10 минут. Изобразительное решение и графический стиль можно определить как «упрощенный диснеевский», с достаточно плотной прорисовкой, но все же менее реалистичный по движению.

Одним из первых успешных эпизодов стал «Блиц Волк», где впервые появился тот самый Вулфи, который, претерпевая всевозможные метаморфозы, станет главным сквозным персонажем Тэкса Эйвери. По сюжету эта серия являлась осовремененной версией сказки про Трех поросят. Современностью того времени была II Мировая война, поэтому «Блиц Волк» - это ничто иное, своего рода пародия на «Блиц Криг» фашисткой Германии, а сам Вулфи – гротесково-уничижительная проекция Гитлера (в финале он попадает в ад). Уже здесь появляются и фирменные титры Эйвери с присказкой «не правда ли?». Например, на экране пушка, камера панорамирует ее ствол. Проходит 2, 5, 7 секунд. Вдруг на дуле появляется табличка: «Длинный ствол, не правда ли?». Такие обращения к зрителю будут присутствовать почти в каждом эпизоде сериала Тэкса Эйвери.

В серии «Преследование» появляется собачка Друппи, ставшая также знаковой фигурой в американской анимации. Друппи – это положительный герой, вступающий в постоянную оппозицию с «негодяем» Вулфи (с которым они часто и выступают в паре). Особенность характера Друппи – это его чрезмерная медлительность, но, несмотря на это ему всегда удается догнать, перегнать и арестовать Вулфи. На этом несоответствии и строится общий комический эффект серий: нам показывается только перемещения Волка, но куда бы он ни спрятался, ни убежал/улетел/уехал, всюду его уже поджидает малыш Друппи. Внешне этот песик выглядит очень печальным, но говорит при этом, что счастлив. В финале серии, как правило, у Друппи случается всплеск эмоций: он прыгает, лает, носится по сторонам, но тут же, в один миг успокаивается и становится прежним.

Эпизод «Сексапильная Красная Шапка» «подарил» миру нарисованную красотку Тэкса Эйвери, у которой нет определенного имени. Он была и новой версией героини сказки Шарля Перро, потом «Золушкой во вторую смену», или просто певичкой к кабаре или стрип-баре. Эта рыжая кокетка выступала в тандеме с Вулфи – ему пела она свои страстные песни, сводив его с ума (сцены Волка за столом у сцены, его реакции на выступления стали каноническими, их цитируют как в мультипликации, так и в игровом кино до сих пор, удачный пример - «Маска» Чака Рассела).

Также героями сериала Тэкса Эйвери стали Сумасбродная Белка, Два Сипа, Пара Мишек, Носатый Индеец. Все они могли появиться в эпизоде друг друга, но обладали уже и самостоятельными сюжетными линиями в проекте.

Говоря о гиперболизации стремления анимационного движения, мы не зря назвали имя Тэкса Эйвери. Большинство эпизодов его сериала по сюжетной организации – это погоня. В разработке элементов мультипликата, находящихся в постоянном движении героев (по нарастающей, с паузами-передышками персонажей и зрительского внимания) аниматоры под руководством Тэкса Эйвери достигли небывалых высот. Иногда Вулфи, убегая от Друппи, мог даже выбежать за кадр (имитировалась граница, смятый кадр пленки и белое пространство за ним), и только чуть притормозив, вернуться обратно. Для пущего эффекта использовали прием «рапида», намеренного замедления несущихся друг за другом персонажей, что работало на дополнительный комический эффект «непроизвольного гэга». Эйвери мог обыграть любой момент движения. Например, Вулфи прыгает из окна, сбегая от Друппи. Он летит, так как здание высокое, а делать ему самому в полете нечего. Но вот из окна выпрыгивает мужчина в черном, он «подлетает» к Волку, и начинает его обмеривать линейкой. Оказывается, это гробовщик, он ищет (почти нашел) клиента!

Мультфильмы Тэкс Эйвери до сих пор узнаваемы и любимы зрителем всех возрастов далеко за пределами 50-ти штатов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Кассовые успехи компьютерных мультфильмов в сравнении со зрительской активностью

В середине первого десятилетия 21 века мы стали свидетелями невероятных кассовых достижений компьютерных трёхмерных мультфильмов. Кассовые сборы в $150-200 млн являются чуть ли не средними достижени...

Почему традиционные мультфильмы перестали пользоваться успехом?

В связи с поразительными успехами в прокате мультфильма В поисках Немо , многие и многие поклонники традиционной анимации задаются вопросом, почему же, в отличие от трехмерных картин, рисованные л...

Игровое кино и традиционная анимация. Краткая история сотрудничества

На протяжении всей истории кино его служители не прекращали попытки соединить игровые съемки и анимацию. Не секрет, что вплоть до конца 80-х годов, во многих кинолентах специальные эффекты достигал...

Аниматоры США: Новое

News image

Анимация США

Ни для кого не секрет, что США на данный момент является лидером современного кино - теле - рынка. Изучая прокатные сводки различных компаний большинства стран мира, несложно заметить: за последние ...

News image

«Белоснежка…» Уолта Диснея – образец на все времена

Если все сериалы начинались с упрощения графических форм, то в полном метре Дисней пошел «от обратного», в сторону намеренного усложнения мультипликата. Он понимал, что полнометражная история должна...

News image

Ральф Бакши как представитель контркультуры в анимации США

В новой статье из цикла «История и теория анимации США» мы познакомимся с одним из крупнейших американских мультипликаторов 70-90-х Ральфом Бакши. Создав свой уникальный художественный стиль, он при...

Реклама* !

Русская анимация:

Какова роль государства в процессе формирования индустрии анимационного кино?

News image

Роль государства в стагнации российской киноиндустрии и особенно - ее анимационного сегмента, очень ясна и проста. В заповеднике...

Импортное кино – свои герои, идеология и мораль

News image

В России не проведено ни одного исследования о предпочтениях юной публики в области современного детского кино. Кто популярнее –...

Советская мультипликация: операторы

News image

При съемках мульфильма – все, как в большом кино: и камера, и те же способы (наезд, отъезд, крупный план), и свет, и движение фо...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Принцу Египта 10 лет!

10 лет назад на киноэкранах 40 стран мира состоялся про-диснеевский дебют кинокомпании DreamWorks. Первый игровой фильм ( Миротворец ) этой фабрик...

News image

Сандерс нашёл работу

Вчера Variety сообщила, что автор и один из постановщиков диснеевского мультфильма Лило и Стич Крис Сандерс, который по причине творческих разног...

News image

Суперсемейка правит миром!

Минувшие праздничные выходные в Америке (страна гуляла на День благодарения) обернулись для совместной работы Pixar/Disney прекрасными кассовыми по...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Воистину пандомания!

Несмотря на старты новых зрелищных фильмов ( Невероятный Халк и Явление ), в России Кунг-Фу Панда не сдает позиций. По результатам уик-энда 12-...

News image

Вверх в кино

Озвучены данные о первых коммерческих достижения десятого мультфильма от дуэта Disney/Pixar Вверх. В США анимационная лента показала выдающиеся рез...

News image

Знакомьтесь с Робинсонами

Состоялся всемирный релиз третьего диснеевского компьютерного мультфильма В гости к Робинсонам (да, третьего, т.к. про Динозавра забывать нельз...