История аниме — японского анимационного искусства
Об анимации - Об анимации
17.08.2011 07:19

история аниме — японского анимационного искусства

За последние годы в России существенно возрос интерес общества к культуре и быту Японии. То, что раньше было экзотикой, теперь стало частью повседневной жизни. Одним из таких аспектов культурной жизни Японии, прочно вошедших в нашу жизнь, стала японская анимация — аниме.

Первые эксперименты в области мультипликации начались в Японии в 1913 году, но короткие ролики того времени еще не были тем, что теперь принято называть «аниме». Первым анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» (1917) Симокавы Дэкотэна. В 20-х годах прошлого века продолжительность аниме не превышала 15 минут. Его делали на меленьких студиях художники-энтузиасты. Многие фильмы того времени повторяли сюжеты популярных американских сериалов, чаще всего «Кота Феликса», но большая часть все-таки была основа на традиционных китайских и японских сказках. Например, «Величайший герой Японии Момотаро».

1932 год стал переломным для искусства аниме — тогда Масаока Кэндзо создал первую анимационную студию «Masaoka Film Production» и в 1933 году снял на ней первый японский звуковой анимационный фильм «Сила и женщины мира». Накануне Второй Мировой войны стали популярны милитаристские сюжеты, призванные укрепить уверенность японского народа в своей армии и поднять боевой дух населения. Вопреки расхожему мнению о том, что «искусство вне политики», первые полнометражные анимационные фильмы были сняты Сэо Мицуё по заказу японского правительства. В них рассказывалось об освободительных боях и подвигах человекообразных существ, защищавших Малайзию и Индонезию от рогатых чертей, под которыми подразумевались американские войска.

Но в начале 50-х годов ситуация в Японии изменилась — в стране с разрушенной экономикой одиночки не могут достичь успеха по материальным причинам. Естественным было создание анимационных студий американского образца, первой из которых стала «Nippon Douga» Масаокой Кэндзо и Ямамото Санаэ. Производство аниме крупными компаниями, а не художниками-одиночками, было более целесообразно, учитывая катастрофическую нехватку средств. После войны японская анимация находилась в кризисе также из-за огромного количества иностранных мультфильмов, заполонивших рынок.

Первой по-настоящему большой и серьезной студией стала «Toei Douga», созданная в 1956 году Окава Хироси, купившим «Nippon Douga». Но 50-е годы не зря называют началом новой эпохи в аниме — расцвет японской анимационной культуры ознаменовался приходом на экраны уже очень известного мангаки (художника и автора японских комиксов) Тэдзуки Осаму. С его появлением существенно расширились тематические рамки аниме, приобрели популярность многосерийные фильмы. Тэдзука не планировал продолжать сказочно-историческую линию, он хорошо понимал общество, все внимание которого было сосредоточено в те годы на научной фантастике. В январе 1963 уже на собственной студии господина Осаму вышел первый действительно популярный черно-белый телесериал «Могучий Атом». Успех был столько велик, что студии телевизионной анимации стали появляться одна за другой. В то время начали выделяться основные жанры, в которых после развивалось аниме.

В жанре «девушки-волшебницы» (сёдзё-аниме) сюжет обычно разворачивается вокруг девочки, неожиданно получившей магическую силу и вынужденной вести жизнь воина-мага. Первым таким фильмом стала «Ведьма Салли» студии «Toei Douga». К тому же жанру принадлежит и крайне популярный в России сериал «Красавица-воин Сейлор Мун» студии «Toei».

Среди мальчиков и молодых людей были популярны фильмы жанра «мехи» (управляемые боевые роботы), например, «Мазингер Зет» Нагая Го. Появились сериалы на спортивную тематику, ориентированные как на мужскую, так и на женскую аудиторию. Сейчас это совершенно особый жанр со своими законами и особенностями.

Важность роли, которую сыграл Тэдзука Осаму, трудно переоценить, если принять во внимание тот факт, что именно он создал первый анимационный фильм для взрослых «Сказки 1001 ночи» по мотивам арабских эротических сказок, а после «Клеопатру» — смелое, почти порнографическое насмешливое повествование о жизни Рима. Позже из ярких экспериментов господина Осаму развилось целое направление в аниме — «хентай» (порнографическая и эротическая анимация).

В начале 80-х аниме стало больше ориентироваться на зрителей подросткового возраста, требовавших серьезных сюжетов и сложных миров взамен кукольной реальности. Наступила эра научной фантастики и космических эпопей, эра «Гандама» («Kidou Senshi Gundam»). 80-е годы по праву считаются золотым веком аниме — в то время значительно увеличилось количество серьезных фильмов, развились жанры «космической эпопеи» и фантастической комедии. После выхода «Жар-птицы 2772» Тэдзуки Осаму существенно вырос интерес зрителей к полнометражным фильмам. Аниме впервые стало выходить на видеокассетах, что повысило его доступность для поклонников.

В начале 90-х годов в мире аниме господствовал киберпанк. Его каноны заложил вышедший в 1987-1991 годах сериал «Кризис каждый день» («Bubblegum Crisis») режиссера Акиямы Кацухито и дизайнера персонажей Соноды Кэнъити. Римейк культового фильма появился в конце 90-х под названием «Bubblegum Crisis Tokyo 2040» — еще более совершенное графически и сюжетно аниме, настоящий шедевр. Но 90-е годы не стали временем правления одного жанра, и количество потрясающих фильмов конца ХХ века просто поражает воображение. В сокровищницу аниме вошли фильмы самых разных жанров и студий, начиная с сериалов «про девушек для девушек» и заканчивая фэнтезийными «Войнами Лодосса» и «Бастардом».

Сейчас анимационное искусство активно развивается, занимают свою нишу фильмы, созданные с использованием компьютерных технологий. И, тем не менее, аниме по-прежнему остается таким, каким его полюбили миллионы японских зрителей, а за ними весь мир — оно остается ярким, необычным и бесконечно разнообразным, обещающим неведомые миры и действительно дарящим их.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Игровое кино и традиционная анимация. Краткая история сотрудничества

На протяжении всей истории кино его служители не прекращали попытки соединить игровые съемки и анимацию. Не секрет, что вплоть до конца 80-х годов, во многих кинолентах специальные эффекты достигал...

Компьютерная полнометражная анимация. Путь к успеху. Часть 1

22 ноября 1995 года вошёл в историю, как день рождения компьютерной полнометражной анимации. Эру открыла Игрушечная история от Pixar Animation Studios, созданная по заказу Walt Disney и произведш...

Фавориты Энни

Еще в 70-е годы Международное общество анимационного кино (ASIFA) стало вручать награды за лучшие достижения в области анимации. При этом в отличие от любых других анимационных премий, которыми поо...

Аниматоры США: Новое

News image

Ожившие комиксы, и люди, их оживившие

Приход в американскую анимацию художников из графического жанра, каковым являются комиксы, определил ее художественный стиль и особенности не только в период 1910-х-1920-х годов, но и стал отличит...

News image

Современная анимация США: возвращение сериальных героев на большой экран (Часть 1)

Первые опыты адаптаций мультсериалов для создания полнометражного мультфильма появились уже на современном этапе развития американской анимации, который мы условно обозначим промежутком времени ...

News image

Как медвежонок из далекой канадской провинции Онтарио стал самым знаменитым медведем на свете

24 августа 1914 года поезд, двигавшийся на восток Канады, остановился у небольшой станции в провинции Онтарио и его пассажиры увидели охотника с маленьким бурым медвежонком. Малышка приглянулась лей...

Реклама* !

Русская анимация:

Индустрия анимационного кино – есть она в России, или нет?»

News image

Для того, чтобы ответить на вопрос: «В каком сегодня состоянии находится анимационная индустрия?» - нужно, следуя упомянутой выш...

Как медвежонок Винни-Пух изучал русский язык

News image

Но все же в течение почти сорока лет медвеженнок Винни оставался англоязычным медвежонком, и лишь только в 1960 году книга была ...

Социалистический реализм

News image

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Ф...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Старые добрые советские мультфильмы

Как известно, сегодня мультики 3d пользуются большой популярностью. Но, несмотря на это, современные фильмы лишены тех прекрасных и поучительных идей,...

News image

О Шреке замолвите слово!

Итак, Шрек 2 бьет кассовые рекорды (в том числе и в нашей стране), интернет-ресурсы пестрят рецензиями и отзывами о нем, а на форуме Сайта о про-...

News image

Сдвиг дат по фазе

Компании Disney и Pixar сделали сенсационные объявления об изменении дат релизов грядущих компьютерных мультфильмов. Премьера пиксаровских Машин ...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Перекраивая классику. Часть 1. Красавица и Чудовище

Это началось в конце 90-х годов. Конечно, попытки улучшить мультфильмы, уже ставшие классикой, предпринимались и раньше, однако идея не просто отрес...

News image

Производство Lucky

Хотите хотя бы мельком соприкоснуться с процессом производства традиционного мультфильма? Такая возможность есть! На студии Legacy, основатели кото...

News image

Книга мастеров

29 октября в широкий российский прокат выходит фильм «Книга мастеров» - первый полнометражный игровой отечественный проект, созданный под опекой ко...