История аниме — японского анимационного искусства
Об анимации - Об анимации
17.08.2011 07:19

история аниме — японского анимационного искусства

За последние годы в России существенно возрос интерес общества к культуре и быту Японии. То, что раньше было экзотикой, теперь стало частью повседневной жизни. Одним из таких аспектов культурной жизни Японии, прочно вошедших в нашу жизнь, стала японская анимация — аниме.

Первые эксперименты в области мультипликации начались в Японии в 1913 году, но короткие ролики того времени еще не были тем, что теперь принято называть «аниме». Первым анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» (1917) Симокавы Дэкотэна. В 20-х годах прошлого века продолжительность аниме не превышала 15 минут. Его делали на меленьких студиях художники-энтузиасты. Многие фильмы того времени повторяли сюжеты популярных американских сериалов, чаще всего «Кота Феликса», но большая часть все-таки была основа на традиционных китайских и японских сказках. Например, «Величайший герой Японии Момотаро».

1932 год стал переломным для искусства аниме — тогда Масаока Кэндзо создал первую анимационную студию «Masaoka Film Production» и в 1933 году снял на ней первый японский звуковой анимационный фильм «Сила и женщины мира». Накануне Второй Мировой войны стали популярны милитаристские сюжеты, призванные укрепить уверенность японского народа в своей армии и поднять боевой дух населения. Вопреки расхожему мнению о том, что «искусство вне политики», первые полнометражные анимационные фильмы были сняты Сэо Мицуё по заказу японского правительства. В них рассказывалось об освободительных боях и подвигах человекообразных существ, защищавших Малайзию и Индонезию от рогатых чертей, под которыми подразумевались американские войска.

Но в начале 50-х годов ситуация в Японии изменилась — в стране с разрушенной экономикой одиночки не могут достичь успеха по материальным причинам. Естественным было создание анимационных студий американского образца, первой из которых стала «Nippon Douga» Масаокой Кэндзо и Ямамото Санаэ. Производство аниме крупными компаниями, а не художниками-одиночками, было более целесообразно, учитывая катастрофическую нехватку средств. После войны японская анимация находилась в кризисе также из-за огромного количества иностранных мультфильмов, заполонивших рынок.

Первой по-настоящему большой и серьезной студией стала «Toei Douga», созданная в 1956 году Окава Хироси, купившим «Nippon Douga». Но 50-е годы не зря называют началом новой эпохи в аниме — расцвет японской анимационной культуры ознаменовался приходом на экраны уже очень известного мангаки (художника и автора японских комиксов) Тэдзуки Осаму. С его появлением существенно расширились тематические рамки аниме, приобрели популярность многосерийные фильмы. Тэдзука не планировал продолжать сказочно-историческую линию, он хорошо понимал общество, все внимание которого было сосредоточено в те годы на научной фантастике. В январе 1963 уже на собственной студии господина Осаму вышел первый действительно популярный черно-белый телесериал «Могучий Атом». Успех был столько велик, что студии телевизионной анимации стали появляться одна за другой. В то время начали выделяться основные жанры, в которых после развивалось аниме.

В жанре «девушки-волшебницы» (сёдзё-аниме) сюжет обычно разворачивается вокруг девочки, неожиданно получившей магическую силу и вынужденной вести жизнь воина-мага. Первым таким фильмом стала «Ведьма Салли» студии «Toei Douga». К тому же жанру принадлежит и крайне популярный в России сериал «Красавица-воин Сейлор Мун» студии «Toei».

Среди мальчиков и молодых людей были популярны фильмы жанра «мехи» (управляемые боевые роботы), например, «Мазингер Зет» Нагая Го. Появились сериалы на спортивную тематику, ориентированные как на мужскую, так и на женскую аудиторию. Сейчас это совершенно особый жанр со своими законами и особенностями.

Важность роли, которую сыграл Тэдзука Осаму, трудно переоценить, если принять во внимание тот факт, что именно он создал первый анимационный фильм для взрослых «Сказки 1001 ночи» по мотивам арабских эротических сказок, а после «Клеопатру» — смелое, почти порнографическое насмешливое повествование о жизни Рима. Позже из ярких экспериментов господина Осаму развилось целое направление в аниме — «хентай» (порнографическая и эротическая анимация).

В начале 80-х аниме стало больше ориентироваться на зрителей подросткового возраста, требовавших серьезных сюжетов и сложных миров взамен кукольной реальности. Наступила эра научной фантастики и космических эпопей, эра «Гандама» («Kidou Senshi Gundam»). 80-е годы по праву считаются золотым веком аниме — в то время значительно увеличилось количество серьезных фильмов, развились жанры «космической эпопеи» и фантастической комедии. После выхода «Жар-птицы 2772» Тэдзуки Осаму существенно вырос интерес зрителей к полнометражным фильмам. Аниме впервые стало выходить на видеокассетах, что повысило его доступность для поклонников.

В начале 90-х годов в мире аниме господствовал киберпанк. Его каноны заложил вышедший в 1987-1991 годах сериал «Кризис каждый день» («Bubblegum Crisis») режиссера Акиямы Кацухито и дизайнера персонажей Соноды Кэнъити. Римейк культового фильма появился в конце 90-х под названием «Bubblegum Crisis Tokyo 2040» — еще более совершенное графически и сюжетно аниме, настоящий шедевр. Но 90-е годы не стали временем правления одного жанра, и количество потрясающих фильмов конца ХХ века просто поражает воображение. В сокровищницу аниме вошли фильмы самых разных жанров и студий, начиная с сериалов «про девушек для девушек» и заканчивая фэнтезийными «Войнами Лодосса» и «Бастардом».

Сейчас анимационное искусство активно развивается, занимают свою нишу фильмы, созданные с использованием компьютерных технологий. И, тем не менее, аниме по-прежнему остается таким, каким его полюбили миллионы японских зрителей, а за ними весь мир — оно остается ярким, необычным и бесконечно разнообразным, обещающим неведомые миры и действительно дарящим их.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

О масштабе производств диснеевских картин

В продолжении темы, открытой материалом Численность команд аниматоров, имеет смысл рассмотреть общую численность художников, занятых на производстве того или иного мультфильма. Ниже я приведу красоч...

Андрей Рябовичев отвечает на вопросы участников форума

В июле 2004 года побеседовать с участниками форума Сайта о про-диснеевской анимации согласился художник-постановщик по персонажам мультфильма Князь Владимир Андрей Рябовичев. Здесь я привожу ск...

Принципы про-диснеевской рисованной анимации

Сказать, что это просто-напросто та техника, в которой диснеевская студия, а позже ее последователи создавали свои самые знаменитые мультфильмы, значит сказать непозволительно мало. Однако по-другом...

Аниматоры США: Новое

News image

Анимация США

Ни для кого не секрет, что США на данный момент является лидером современного кино - теле - рынка. Изучая прокатные сводки различных компаний большинства стран мира, несложно заметить: за последние ...

News image

Ральф Бакши как представитель контркультуры в анимации США

В новой статье из цикла «История и теория анимации США» мы познакомимся с одним из крупнейших американских мультипликаторов 70-90-х Ральфом Бакши. Создав свой уникальный художественный стиль, он при...

News image

«Белоснежка…» Уолта Диснея – образец на все времена

Если все сериалы начинались с упрощения графических форм, то в полном метре Дисней пошел «от обратного», в сторону намеренного усложнения мультипликата. Он понимал, что полнометражная история должна...

Реклама* !

Русская анимация:

Фестиваль Крок показал, что представляет собой нынешняя российская анимация

News image

Наши зрители, которые видят по телевизору только классические советские мультфильмы, уверены в том, что российская анимация зако...

Просящему — дай

News image

Разобравшись с «коммерческим путем», перейдем к некоммерческому. На главный вопрос, связанный с этим «способом жизни» анимац...

По чем мультфильмы?

News image

Если говорить не об отдельных успешных проектах, а о национальных масштабах, то существует всего две страны, где анимаци...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Легенда на пиратских лотках

Вчера видел, как пираты толкают доверчивым покупателям испанский мультфильм Легенда о рыцаре под маркой Disney. На упаковке так и написано: Walt Dis...

News image

Тарзан на DVD

Лучше позже, чем никогда! Я вернулся из отпуска и хочу высказать свой комментарий относительно недавно вышедшего специального издания Тарзана . Я н...

News image

Официальные сайты

В течение последних недель в Интернет появились обновленные версии официальных сайтов мультфильмов. В частности наконец-то появилась возможность оц...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Принц-лягушонок

Анимация каждого из персонажей Принцессы и лягушки была связана с теми или иными сложностями, но, по крайней мере, самым трудоёмким гером, пожалуй...

News image

Валл-и на марше!

Чтож, можно подвести итоги кассовых сборов прошедшего анимационного уик-энда, который был отмечен релизом девятого пиксаровского мульфильма Валл-и ...

News image

Полярный экспресс - все путем!

Я не мог не коснуться темы на удивление стабильного проката Полярного экспресса в Америке! Как известно, эта дорогостоящая компьютерная лента Робер...