История аниме — японского анимационного искусства
Об анимации - Об анимации
17.08.2011 07:19

история аниме — японского анимационного искусства

За последние годы в России существенно возрос интерес общества к культуре и быту Японии. То, что раньше было экзотикой, теперь стало частью повседневной жизни. Одним из таких аспектов культурной жизни Японии, прочно вошедших в нашу жизнь, стала японская анимация — аниме.

Первые эксперименты в области мультипликации начались в Японии в 1913 году, но короткие ролики того времени еще не были тем, что теперь принято называть «аниме». Первым анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» (1917) Симокавы Дэкотэна. В 20-х годах прошлого века продолжительность аниме не превышала 15 минут. Его делали на меленьких студиях художники-энтузиасты. Многие фильмы того времени повторяли сюжеты популярных американских сериалов, чаще всего «Кота Феликса», но большая часть все-таки была основа на традиционных китайских и японских сказках. Например, «Величайший герой Японии Момотаро».

1932 год стал переломным для искусства аниме — тогда Масаока Кэндзо создал первую анимационную студию «Masaoka Film Production» и в 1933 году снял на ней первый японский звуковой анимационный фильм «Сила и женщины мира». Накануне Второй Мировой войны стали популярны милитаристские сюжеты, призванные укрепить уверенность японского народа в своей армии и поднять боевой дух населения. Вопреки расхожему мнению о том, что «искусство вне политики», первые полнометражные анимационные фильмы были сняты Сэо Мицуё по заказу японского правительства. В них рассказывалось об освободительных боях и подвигах человекообразных существ, защищавших Малайзию и Индонезию от рогатых чертей, под которыми подразумевались американские войска.

Но в начале 50-х годов ситуация в Японии изменилась — в стране с разрушенной экономикой одиночки не могут достичь успеха по материальным причинам. Естественным было создание анимационных студий американского образца, первой из которых стала «Nippon Douga» Масаокой Кэндзо и Ямамото Санаэ. Производство аниме крупными компаниями, а не художниками-одиночками, было более целесообразно, учитывая катастрофическую нехватку средств. После войны японская анимация находилась в кризисе также из-за огромного количества иностранных мультфильмов, заполонивших рынок.

Первой по-настоящему большой и серьезной студией стала «Toei Douga», созданная в 1956 году Окава Хироси, купившим «Nippon Douga». Но 50-е годы не зря называют началом новой эпохи в аниме — расцвет японской анимационной культуры ознаменовался приходом на экраны уже очень известного мангаки (художника и автора японских комиксов) Тэдзуки Осаму. С его появлением существенно расширились тематические рамки аниме, приобрели популярность многосерийные фильмы. Тэдзука не планировал продолжать сказочно-историческую линию, он хорошо понимал общество, все внимание которого было сосредоточено в те годы на научной фантастике. В январе 1963 уже на собственной студии господина Осаму вышел первый действительно популярный черно-белый телесериал «Могучий Атом». Успех был столько велик, что студии телевизионной анимации стали появляться одна за другой. В то время начали выделяться основные жанры, в которых после развивалось аниме.

В жанре «девушки-волшебницы» (сёдзё-аниме) сюжет обычно разворачивается вокруг девочки, неожиданно получившей магическую силу и вынужденной вести жизнь воина-мага. Первым таким фильмом стала «Ведьма Салли» студии «Toei Douga». К тому же жанру принадлежит и крайне популярный в России сериал «Красавица-воин Сейлор Мун» студии «Toei».

Среди мальчиков и молодых людей были популярны фильмы жанра «мехи» (управляемые боевые роботы), например, «Мазингер Зет» Нагая Го. Появились сериалы на спортивную тематику, ориентированные как на мужскую, так и на женскую аудиторию. Сейчас это совершенно особый жанр со своими законами и особенностями.

Важность роли, которую сыграл Тэдзука Осаму, трудно переоценить, если принять во внимание тот факт, что именно он создал первый анимационный фильм для взрослых «Сказки 1001 ночи» по мотивам арабских эротических сказок, а после «Клеопатру» — смелое, почти порнографическое насмешливое повествование о жизни Рима. Позже из ярких экспериментов господина Осаму развилось целое направление в аниме — «хентай» (порнографическая и эротическая анимация).

В начале 80-х аниме стало больше ориентироваться на зрителей подросткового возраста, требовавших серьезных сюжетов и сложных миров взамен кукольной реальности. Наступила эра научной фантастики и космических эпопей, эра «Гандама» («Kidou Senshi Gundam»). 80-е годы по праву считаются золотым веком аниме — в то время значительно увеличилось количество серьезных фильмов, развились жанры «космической эпопеи» и фантастической комедии. После выхода «Жар-птицы 2772» Тэдзуки Осаму существенно вырос интерес зрителей к полнометражным фильмам. Аниме впервые стало выходить на видеокассетах, что повысило его доступность для поклонников.

В начале 90-х годов в мире аниме господствовал киберпанк. Его каноны заложил вышедший в 1987-1991 годах сериал «Кризис каждый день» («Bubblegum Crisis») режиссера Акиямы Кацухито и дизайнера персонажей Соноды Кэнъити. Римейк культового фильма появился в конце 90-х под названием «Bubblegum Crisis Tokyo 2040» — еще более совершенное графически и сюжетно аниме, настоящий шедевр. Но 90-е годы не стали временем правления одного жанра, и количество потрясающих фильмов конца ХХ века просто поражает воображение. В сокровищницу аниме вошли фильмы самых разных жанров и студий, начиная с сериалов «про девушек для девушек» и заканчивая фэнтезийными «Войнами Лодосса» и «Бастардом».

Сейчас анимационное искусство активно развивается, занимают свою нишу фильмы, созданные с использованием компьютерных технологий. И, тем не менее, аниме по-прежнему остается таким, каким его полюбили миллионы японских зрителей, а за ними весь мир — оно остается ярким, необычным и бесконечно разнообразным, обещающим неведомые миры и действительно дарящим их.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Аниме спасет мир?

На фоне угасания про-диснеевской анимации в последнее время не может не вызвать удивления, что аниме даже не выказывает признаков упадка, наоборот - завоевывает мир! И речь идет уже не только о Япо...

Несостоявшийся Дисней

В настоящее время качественная полнометражная анимация меньше всего зависит от усилий одного человека. Требующая многомиллионных вложений и приложения талантов множества людей, она является корпора...

Самые сложные персонажи!

Как известно, начиная с конца 80-х годов диснеевские студии (а после и многие другие) стали придерживаться практики привязки аниматоров к конкретным персонажам. Теперь аниматоры делили между собой н...

Аниматоры США: Новое

News image

Как медвежонок из далекой канадской провинции Онтарио стал самым знаменитым медведем на свете

24 августа 1914 года поезд, двигавшийся на восток Канады, остановился у небольшой станции в провинции Онтарио и его пассажиры увидели охотника с маленьким бурым медвежонком. Малышка приглянулась лей...

News image

Ральф Бакши как представитель контркультуры в анимации США

В новой статье из цикла «История и теория анимации США» мы познакомимся с одним из крупнейших американских мультипликаторов 70-90-х Ральфом Бакши. Создав свой уникальный художественный стиль, он при...

News image

Процесс «сериализации» американской анимации

Мы продолжаем публикацию статей об анимации США — лидере современного кино - теле - рынка. Сегодня мы рассмотрим, с чего начался и как развивался процесс сериализации американской анимации, какие ос...

Реклама* !

Русская анимация:

Что же не так с продюсерами

News image

Да, все не так. И сразу нужно отметить, что самыми проблемными являются два главных вида продюсеров – генеральный и исполнительн...

Русская анимация (1960-1990)

News image

1960-е Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться ...

Форма и содержание. Тоска по Ивану-Царевичу и Змею-Горынычу…

News image

Дети любят смотреть мультфильмы. Это – аксиома. И у каждого ребенка есть свои любимые герои. В разных странах подрастающие покол...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Disney на верном пути

Сегодня известнейшая газета The Hollywood Reporter опубликовала многообещающий материал под названием Люди, стоявшие за Русалочкой , возвращаются ...

News image

Раритет

Как вы относитесь к творчеству Дона Блата? Лично я неоднозначно. С одной стороны я не устаю открывать все новые и новые примеры незаурядного талант...

News image

Поезд ужасов

Сегодня может показаться, что диснеевские персонажи были с нами всегда и что знакомились мы с ними не намного позднее, чем американцы или европейцы....

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Перекраивая классику. Часть 1. Красавица и Чудовище

Это началось в конце 90-х годов. Конечно, попытки улучшить мультфильмы, уже ставшие классикой, предпринимались и раньше, однако идея не просто отрес...

News image

Валл-и

Согласно информации журнала Кинобизнес сегодня, Валл-и стартовал в России с рекордными показателями. Несмотря на то, что пальму первенства кассовы...

News image

Красавица и Чудовище в стерео

Компания Disney уже успела зарекомендовать себя самым активным игроком в деле популяризации трёхмерного (стерео) цифрового кино. Валл-и , скорее вс...