На фоне угасания про-диснеевской анимации в последнее время не может не вызвать удивления, что аниме даже не выказывает признаков упадка, наоборот - завоевывает мир! И речь идет уже не только о Японии. В Америке и особенно Европе аниме и манга из скромных, подчас подпольных видов развлечения расширились до глобального бизнеса. Сейчас в среднем 60% мультфильмов, транслируемых в телевизионных сетях мира, сняты японскими мультстудиями. В некоторых странах, например в Италии, их доля достигает 80%. Это настоящий бум! Даже в нашей стране релизы известных японских мультфильмом уже на лицензионном видео стали регулярной обыденностью. Но дело, конечно, не в количестве мультфильмов. Важно, что постояно растет масса преданных поклонников этого вида мультипликации, уверенных, что аниме во всем превосходит обычные, через чур традиционные и, с их точки зрения, детские мультфильмы. И вот даже люди, презрительно игнорирующие анимацию в целом, с упоением и гордостью рассказывают о своем почтении к японской анимации.
Одним из самых последних признаний триумфа аниме, стало официальное занесение зимой 2003 года самого этого слова в новые редакции словарей английского языка и награда Американской киноакадемии мультфильму Хайао Миязаки Унесенные призраками . Чтож, может быть аниме действительно является панацеей от про-американской серийной безвкусицы и полнометражных штампов? Обобщая всеобщие восторги перед аниме, так и тянет перефразировать слова классика: Аниме спасет мир!!! Но, рискнув оказаться в меньшинстве, хочу выразить свое личное сомнение. По целому ряду причин я не могу присоединиться к так выросшей в последнее время армии отаку (фэнов аниме) и разделить всеобщее воодушевление. Попробую как можно более взвешенно объясниться.
Для начала, что есть аниме? Определением этого слова официально признается родившийся в Японии стиль анимации, который характеризуется насыщенной цветом и деталями графикой и изображает персонажей в сюжетах, наполненных действием, часто фантастического или футуристического содержания. При том, что в самой Японии этим словом называют мультфильмы вообще, для западного зрителя это определение можно считать довольно точным. Многие важные черты, в том числе как заманчивые плюсы, так и отталкивающие минусы, проистекают именно из определения аниме.
Первым и фундаментальным достоинством аниме является невиданный диапазон тем и поджанров этого искусства. И хотя преобладают фантастические сюжеты, насыщенные насилием и чудесами, не найдется темы или, скажем, классического сюжета, которого не коснулись японские авторы. Не найдется и возрастной группы зрительской аудитории, для которой не снимались бы специальные мультфильмы. И, чтобы всем угодить, приходится снимать до нескольких десятков полнометражных мультфильмов в год! Такая ситуация немыслима в Америке! Во-первых, где взять людские ресурсы, чтобы создать ТАКОЕ количество анимации? Во-вторых, разве многочисленные мультфильмы не помешают друг другу? В-третьих, как их всех окупить, ведь кассовые сборы конечны? Однако, в Японии это возможно! Мультфильмы снимаются и приносят немалый доход!
Было время, когда японские студии пытались безуспешно повторить диснеевскую технику анимации. В 50-е годы западная студийная система производства мультфильмов пустила корни в Стране восходящего солнца. Но там, где, например, компания Disney добилась совершенства, японцы потерпели неудачу. Богатая жизнью и движением анимация оказалась слишком трудоемка, дорога и сложна. Да, она прекрасна, но, чтобы ее повторить требуются невиданные таланты художников, годы обучения и тренировок, колоссальные финансовые вливания и отсутствие права на ошибку. Полноценная анимация должна быть универсально привлекательной и понятной, жанровые углубления и эксперименты в ней чреваты коммерческим провалом. В 60-е годы именно пресловутая сложность техники анимации привела компанию Disney в состояние застоя, когда даже новые относительно скромные мультфильмы появлялись раз в три года. Время же классических шедевров, таких как Пиноккио или Бэмби вообще кануло в лету.
В те годы Америку и захлестнула волна первых японских полнометражных мультфильмов, в основе которых лежали классические популярные сюжеты. Волшебный мальчик (1959), Алаказам Великий (1960), Самый маленький воин (1961), Приключения Синбада (1962) и многие другие получили настолько холодный прием в Америке, что на следующие 20 лет японские мультфильмы исчезли из американских кинозалов. Стало ясно, что в попытке угодить американской аудитории, японцы совершили сразу две серьезные ошибки. С одной стороны они попытались экранизировать давно известные и малоинтересные сюжеты, с другой замахнулись на диснеевское качество.
Впрочем, в Японии картины имели успех, и студии, такие как Toei Animation Co., не только выжили, но и начали процветать. Ключ к процветанию был найден в обращении к отечественному фольклеру (например, легендам о Короле обезьян в Алаказаме Великом ) и собственнным графическим традициям, в частности, манге - японскому комиксу. После Второй мировой войны манга стала главным способ самовыражения молодых японских художников. Благодаря своей дешевизне, комикс позволял коснуться любой темы, любого жанра, а благодаря универсальности и простоте принципов техники давал возможность проявить себя самым молодым и неопытным художникам. Молодежь рисовала то, что больше всего интересовало ее саму, а потому комиксы имели грандиозный успех! Считается, что первым привнести принципы комикса в анимацию догадался самый известный японский художник Осаму Тезука. В 1963 году он выпустил популярнейший телевизионный мультсериал Астробой .
Рожденное из комиксов, аниме добилось успеха не столько из-за своих графических особенностей, сколько благодаря лимитированной технике анимации! Главной задачей художников аниме является не оживление персонажей, а собственно рассказ истории. И для ее решения не пренебрегают использованием таких дешевых приёмов, как ограниченная подвижность героев, замирания, многократные повторы однажды сделанных анимационных сцен, резкие и лаконичные движения. Со временем в создании иллюзии динамики японцам удалось добиться и гениального в своей простоте и изощренности использования сложных движений камеры. Техника лимитированной анимации, поначалу являвшаяся вынужденной мерой, со временем стала канонической.
Японцы любят мультфильмы и научились очень умело их делать. Любовь к теням, тонам, бликам и оттенкам, наличие огромного числа деталей в рисунках и страсть к божественным пропорциям в обликах людей выгодно отличают их от представителей других видов лимитированной анимации. С другой стороны, именно благодаря следованию духу комикса японцам удается снимать впечатляющее по количеству и разнообразию количество мультфильмов. Уже в конце 60-х мультфильмы по мотивам комиксов были настолько популярны, что завоевали и большой экран, вытеснив традиционные сказочные сюжеты. В то же время телевизионная анимация в Японии достигла и вовсе невиданных для других стран высот успеха. Немудренно, ведь, если во всем мире мультфильмы делались для детей, то в Японии для всех возрастов. Тот же Осаму Тезука в 1969 году выпустил на киноэкраны первый мультфильм с элементами эротики Тысяча и одна ночь .
Именно комиксовая основа аниме дает ответы на поставленные выше вопросы. Где взять людские ресурсы, чтобы создать ТАКОЕ количество анимации? Чтож, съемки мультфильмов в стиле аниме требуют куда меньше числа художников, чем в случае диснеевской анимации. Кроме того, легко формализуемая, техника аниме не требует от аниматора ни огромного опыта, ни особенного таланта. Во-вторых, разве многочисленные мультфильмы не помешают друг другу? Это тоже не сложно, ведь большая часть аниме имеет разко разграниченную аудиторию. На японских телеканалах кажду неделю показывается до 60 различных телевизионных программ, почти не мешающих друг другу. В-третьих, как их всех окупить, ведь кассовые сборы конечны? Да, доходы делятся между различными мультфильмами, но благодаря дешевизне производства, большая часть картин окупается.
Все это позволяет аниме не только держаться на плаву, но и завоевывать новые горизонты, а Японии оставаться мировым лидером в производстве и потреблении анимационной продукции, как детской, так и взрослой. Ведь вышеуказанные особенности аниме дают благодатную почву для экспериментов и рискованных решений. В Америке безумно дорогие анимационные постановки, нацеленные на узкую часть аудитории неизменно проваливаются, именно поэтому исполнительное руководство студий чаще всего стремится подавлять любые рискованные идеи. По словам известного мультрежиссера Гари Голдмана, если мультфильм привлекает лишь малую часть ожидаемой аудтитории, это может быть ваш первый и последний мультфильм. Немудренно, что аниме-постановки выглядят куда более смелыми и оригинальными, а число их поклонников неизменно растет.
Однако, у аниме есть и другая сторона медали. Для начала важно понять, каким образом и какое именно аниме распространилось в мире. В начале 80-х годов продукцию из-за океана наиболее благодарно приняло американское телевидение. Еще бы! Вместо того, чтобы тратить деньги на производство собственных мультфильмов, бюджеты которых росли день ото дня, продюсеры могли просто купить уже созданные шоу, быстро и недорого подредактировать их, продублировать и выпустить в эфир! В свою очередь американские дети приняли Роботек , Волтрон , Гонщик Спиди и другие на ура, ведь японские мультфильмы выгодно отличались от американской дешевки типа Скуби Ду сложными захватывающими сюжетами и крутыми персонажами. Очень кстати пришлось распространение домашнего видео, благодаря ему только-только оперившиеся американские отаку могли удовлетворить свои потребности в аниме. Нелегальность такого видео лишь усиливало интерес к нему. И это была честная победа еще молодого и энергичного японского искусства. Однако, временная. Уже во второй половине 80-х годов появились американские мультсериалы, в успехе не уступавшие японскими. И пусть немалая их часть снималась опять же силами японских студий, из них мало что относилось к аниме. Например, именно в Японии были сняты лучшие серии Утиных историй , Человека-Паука и других самых разных мультсериалов.
При этом телевидение и видеопрокат до сих пор дают львиную долю доходов от аниме. Добиться успеха в мировом кинопрокате пока удалось лишь печально знаменитым карманным монстрам. Покемон: Фильм первый (1999) стартовал в Америке сразу в 3043 кинотеатрах и собрал $85 млн. Неудивительно, что вскоре японские мультфильмы посыпались на американские экраны, как из рога изобилия! Но, чем больше их появлялось, тем меньше ими интересовалась американская публика. Так сиквел Покемона довольствовался $43 млн, третья часть собрала всего $17 млн, а четвертая менее $2 млн! Это при том, что сами японцы не видят большой разницы между сериями. В Стране восходящего солнца мультфильмам о карманных монстрах сопутствовал неизменный успех в прокате!
Почему аниме так быстро наскучило американцам? Дело в том, что в рамках определенного жанра аниме порой однотипно и штампованно, причем даже в большей степени, чем американские сериалы. Типичный пример! С апреля 1979 года в Японии снимается детский мультсериал Дораэмон . За это время вышло более 1600 эпизодов, а с 1990 года ежегодно выпускаются полнометражные версии этого сериала. Немудрено, что подавляющая часть японских мультфильмов копируют и цитируют сами себя. Бесконечные сериалы про супервоинов, могучих роботов, монстров и чудовищное количество порнографии может какое-то время развлекать, но как можно этому поклоняться? Увольте, не могу!
Другие картины, даже такие признанные шедевры, как Принцесса Мононоке и Унесенные призраками в Америке не стали кассовыми сенсациями. Массовая американская публика по-прежнему далека от аниме и мало им интересуется. Неудивительно, что ни один из культовых представителей аниме, таких как Метрополис , Ковбой Бибоп или Актрисса тысячилетия , так не удостоился широкого проката в Америке. Может показаться, что американская публика просто не способна понять всю глубину и философичность аниме, но скорее всего тут дело не в публике.
Несмотря на то, что из-за своей лимитированности японская анимация продолжает больше напоминать комиксы, чем кино, аниматоры злоупотребляют кинематографичным подходом в съемках мультфильмов. В то время, как на Западе каждая минута анимации стоит так дорого, что ее стараются использовать как можно более эффективно, просмотр аниме способен утомить неподготовленного зрителя обилием пауз, выжиданий, циклов бега, ходьбы или элементарных диалогов. И этой участи не избежали даже самые выдающиеся японские ленты. Те же Унесенные призраками отмечены довольно ограниченной анимацией, в которой персонажи стоят/сидят в течение очень продолжительных периодов времени. Когда же они реально начинают перемещаться, их движения заметно отрывисты, т.к. прорисовываются далеко не все кадры. По сравнению с полноценной классической анимацией, характеризующейся большим числом сжатий и растяжений, разумного преувеличения и текучести, жизнь персонажей аниме просто статична! Конечно, такие фильмы, как Унесенные призраками , эффективны на других уровнях, но, если смотреть аниме сразу после диснеевских мультфильмов, контраст очень раздражает.
Откровенно слабы японцы в дизайне персонажей и анимационных эффектах. Достаточно привести пример все тех же Унесенных призраками , которые абсолютно заслужено были удостоены премий Энни за режиссуру, музыку и сценарий, но не получили ни одной номинации в собственно анимационных категориях. Пред сложностью сюжетов и философскими замыслами авторов аниме можно преклоняться, но подчас их идеи куда больше подходят для реализации в форме игрового кино. Например, в новом мультфильме Актрисса тысячилетия до скучного натурально прорисованные персонажи людей оживлены без малейшего намека на утонченность или динамику реальных людей. Нет эмоций в глазах, не выразительности в лицах, нет разнообразия в стандартных дизайных мужчин и женщин. Почему фильм был реализован средствами анимации, а не игрового кино? Сценарист мультфильма Садаюки Мураи назвал только одну причину - постановщик мультфильма по специальности анимационный режиссер. Решение использовать средства анимации было его прихотью!
Обаяние подпольного домашнего видео, новизна и необычно взрослая тематика аниме спровоцировали невиданный интерес к этому виду искусства. Нездоровое внимание к нему, а точнее к его разновидности хентай, подогревает и развитие Интернет, всемирная паутина которого переполнена однотипными рисунками эротического содержания. Чтож, действительно, японская анимации достойна самого пристального внимания, так как способна стать источником свежих идей для западной анимации. Но с другой стороны, скорее всего наивно считать аниме спасением, из-за его собственной инертности и традиционности. Не случайно Хайао Миязаки, режиссер Унесенных призраками , получая награду Берлинского кинофестиваля, заявил: Я хочу, чтобы этот успех рассматривался не как одобрение японской анимации в целом, но как оценка индивидуального труда .
|