Ральф Бакши как представитель контркультуры в анимации США
Об анимации - Анимация США
17.08.2011 07:06

ральф бакши как представитель контркультуры в анимации сша

В новой статье из цикла «История и теория анимации США» мы познакомимся с одним из крупнейших американских мультипликаторов 70-90-х Ральфом Бакши. Создав свой уникальный художественный стиль, он привнес в национальное искусство и развитие мировой анимации огромный вклад. Мы начнем рассказ о Ральфе Бакши с погружения в культурный контекст эпохи, чтобы понять мотивы и предпосылки творчества аниматоров того времени.

Мятежные 1960-70-е годы, время глобального изменения в сознании миллионов граждан США понятий «искусство» и «общество», эпоха хиппи и битников нашли свое отражение и в эстетике аниматографа. Связано это, прежде всего, с протестом и бунтом молодежи против поколения «стариков», их обычаев и традиций, самого «среднеамериканского» образа жизни. Похожие волнения шли и в Европе (Франция, знаменитый парижский бунт в 1968 году) и также отразились в искусстве тех стран. Кино «рассерженных» в Англии взывало к пробуждению интереса к жизни простого человека, показанной без кинематографических изысков, четко и жестко, без цензуры. Документалисты требовали не фильмов «цвета розовой водички», а картин «цвета крови»!

В США «Новый Голливуд» также предложил альтернативу «надоевшему кинематографу». Эксперименты Энди Уорхолла, искусство поп-арта; контркультурное течение, поднявшее с низов социальной лестницы маргиналов и люмпенов, сексуальные меньшинства и прочее коренным образом повлияло на эстетическое развитие и основной, магистральной линии американского искусства на протяжении следующих десятилетий.

В анимации это связано, прежде всего, с пересмотром глобального вопроса о целевой аудитории этого вида кинематографа. Мы уже говорили о постепенном формировании в восприятии зрителя аниматографа как преимущественно детского раздела искусства. Несмотря на первоначальную ориентацию комиксов и мультипликации на взрослый сегмент зрительской массы, уже к 1930-м ее относили к отрасли детского кинорынка. Развитию данного стереотипа поспособствовала империя Уолта Диснея, монополизирующая этот самый рынок. Сам Дисней одним из первых квалифицировал свое творчество как «искусство для детей».

Согласно всеобщему авангардному настроению в американском обществе, в анимацию в конце 1960-х начали приходить люди, желавшие сломать все стереотипы и традиции в этой области, расширить перспективу зрения, снять невидимые шоры перед анимационным экраном. Многие из них, уже работавшие на ТВ, меняли свои взгляды (или давали выход своим истинным эстетическим пристрастиям), попав под влияние «бунтарского» духа людей искусства.

Одним из первых основоположников «взрослого» аниматографа, или, точнее выражаясь, ориентированного на более взрослую аудиторию, как в графическом решении, так и в построении сюжета, стал аниматор Ральф Бакши. Хотя если внимательно изучить творчество этого художника-режиссера, то станет ясно, что не все его работы предназначены исключительно вниманию взрослых, большинство мультфильмов Бакши имеют пограничный характер направленности.

Работая на телевидении, Ральф Бакши не мог реализовать все свои творческие амбиции, так как четко фиксированный телеформат анимации не давал возможности для авторской импровизации. У него уже было готово несколько сценариев для новых, оригинальных мультсериалов, эстетическая концепция которых была революционно авангардна. Но ни один канал не был готов принять в разработку для последующей трансляции сериал про кота Фрица (бунтарский парафраз Феликса, разумеется), с элементами эротики, реалистичного насилия и наглядной морали для взрослых.

Но, воспользовавшись увлечением некоторых инвесторов «модным прогрессивным течением контркультуры», Ральф Бакши решает снимать полнометражные мультфильмы, так их он может прокатывать во вновь созданных независимых кинотеатрах. И пусть фильмы Бакши редко имели кассовый успех (так как ограниченный прокат не мог окупить затрат на производство полнометражной продукции), зато со временем они приобрели статус жанровой классики и «культового кино».

Первым полнометражным мультфильмом Ральфа Бакши стал давно задуманный им «Кот Фриц», который вышел на экраны Америки в 1972 году. В прессе его назвали «вызывающим», «аморальным», «анархистским», в широкий прокат он так и не попал, получив рейтинг Х (дети до 17 лет не допускаются). Попытка слома стереотипа оказался слишком напористой, оценить ее по достоинству можно только спустя достаточный промежуток времени, по истечении которого станет ясно – положено начало нового пути в развитии полнометражной анимации США. Несмотря на это, уже в 1974 году выходит полнометражный мультфильм «9 жизней кота Фрица» Р. Тэйлора, отличавшийся от первоисточника Р. Бакши, но эксплуатирующий найденный им образ.

Инвесторы, опечаленные денежным провалом «Кота Фрица», «посоветовали» Бакши «снизить темп» своей «анимационной революции». Другими словами, предложили сделать что-нибудь «попроще», потрадиционнее. Но своенравный Ральф Бакши решил не сдавать своих эстетических позиций. Он нашел компромисс, обратив внимание зрителя и инвесторов на набирающий популярность жанр фэнтези, который одинаково интересен и детям и взрослым.

Так появились «Волшебники» (1977) и экранизация первой книги трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» (1978). В технологии мультипликации Бакши использовал усовершенствованный ротоскоп братьев Флейшер. Степень прорисовки персонажей уступала диснеевской, но правдоподобия движения Ральф-новатор и не добивался. Его девизом была «реалистичность» лиц людей и «животность» животных. Нарисованные им герои «Властелина колец» имеют заостренную графичность линий силуэта и черт лицевой мимики. Таким образом, Бакши разрушал «гладкость и выбеленность» диснеевских персонажей, предлагая взамен свою, оригинальную эстетическую систему анимационного отражения (выражения) пусть и фэнтезийной реальности.

В 1983 году Ральф Бакши создает один из своих самых известных полнометражных мультфильмов «Огонь и Лед». Для этого он объединил свои усилия с художником фантастических комиксов Фрэнком Фразеттой. По сюжету фильм был классическим фэнтези. Могущественная Империя Льда во главе с королевой Джулианой и магом Некроном нападает на Царство Огня, похищает их принцессу Тигру. Среди жителей Города Огня ищут героя, способного повести за собой народ на смертельную битву с ледяным врагом. Герой обязательно найдется, а вместе с ним и все необходимые атрибуты: драконы и другие сказочные создания, диковинное оружие из стали и дерева, магические приспособления и помощь дружественных племен невиданной расы.

В изобразительном решении мультфильма Бакши пошел по пути развития заостренности и полустертости линий силуэта, теперь (благодаря Фразетте) графика мультипликации напоминала японские манга (которые тогда только еще «набирали обороты» в США). Все картины Ральфа Бакши отличает мрачность атмосферы, приглушенность цвета и света.

Что касается целевой аудитории этого мультфильма, то в современном киноведении такие произведения до сих пор вызывают смятение. Благодаря Бакши и некоторым другим аниматорам в анимацию США устойчиво вошла система двухуровнего кодирования информации. Режиссеры-аниматоры еще на уровне разработки сюжета включают в анимационное действие моменты детского и взрослого порядка. Так при восприятии всего мультфильма во всех гэгах, шутках, выражениях, что-то понимают дети, а что-то только взрослые. Иногда шутка дублируется двойным смыслом, но дети смеются над своим трактованием (очевидным), а взрослые над более тонкой интерпретацией увиденного.

Безусловно, задатки этой системы существовали и раньше (в творчестве того же Тэкса Эйвери таких моментов было предостаточно), это обуславливалось первоначальной ориентацией анимации вообще только на взрослого потребителя. Но после 1970-х это вошло в канон анимационного повествования. Многие современные аниматоры используют этот принцип интуитивно, как объективную необходимость и единственно возможный способ реализации творческого замысла. Этот факт сыграл ключевую роль во всплеске популярности полнометражной анимации в 1980–2000-е годы.

Так анимация стала «искусством для всех», хотя борьба со стереотипом ее «детскости» идет до сих пор.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Интервью с Нэнси Биман

Для настоящего поклонника и исследователя про-диснеевской анимации любая возможность пообщаться с людьми, так или иначе причастных к созданию мультфильмов, бесценна! Мне повезло взять интервью у че...

Компьютерная полнометражная анимация. Путь к успеху. Часть 5

Пока Корпорация монстров и Шрек делили между собой первый в истории Оскар в категории Лучший полнометражный мультфильм , компьютерная анимация продолжала ставить рекорды. В марте 2002 года ки...

Разговор с Контантином Бронзитом Часть 2

Константин, расскажите, что было необычного в вашей работе над мультфильмами? Может были технические моменты, которые пришлось осуществлять впервые? Константин: Необычного в работе не было ничего...

Аниматоры США: Новое

News image

Развитие полнометражной анимации США: широкая дорога смелых одиночек. Уолт Дисней (начало)

Полнометражные анимационные произведения США устойчиво ассоциируются с одной студией Уолта Диснея. Странно, ведь при тех возможностях, которые дает язык анимации, можно создавать удивительно выразит...

News image

Сериальные работы Уолта Диснея: как появился Микки-Маус?

В 1920-1921 годах Уолт Дисней по заказу снял 12 коротеньких лент – «Смехограмм Ньюмена». Это единственные мультфильмы, сделанные полностью им, от начала и до конца (как художника, аниматора и автора...

News image

«Белоснежка…» Уолта Диснея – образец на все времена

Если все сериалы начинались с упрощения графических форм, то в полном метре Дисней пошел «от обратного», в сторону намеренного усложнения мультипликата. Он понимал, что полнометражная история должна...

Реклама* !

Русская анимация:

Зоопарки и заповедники для редких видов искусства

News image

Этого странного вопроса о том, нужно ли государству поддерживать культуру вообще и анимацию в частности, не может и не должн...

Полуголодные эльфы и их нелепые сейшены…

News image

Поговорив выше о троллях и серых кардиналах киноиндустрии, вспомним о еще одних участниках кинопроцесса – непосредственно творца...

История русской анимации

News image

Первым русским мультипликатором был Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насек...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Энни

Сегодня ночью в США состоялась церемония вручения самой престижной анимационной премии Annie. Список победителей можно увидеть здесь. Интриги или с...

News image

Чудеса в кинопрокате!

То, что на этой неделе происходит в американском кинопрокате иначе как странным не назовешь! Чудесным образом последний диснеевский мультфильм Не ...

News image

Вампиры бывают кусачими!

Я намеренно не торопился с объявлением результатов старта Вольта в США. Диснеевский мультфильм и очередная серия Бондианы шли ноздря в ноздрю , и ...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Вверх

Чудесное кино , почти совершенство , лучшая работа студии Pixar , на текущий момент лучший фильм года . Такими эпитетами награждают Вверх западн...

News image

Русалочка на плаву!

Появились первые данные об успехах долгожданного платинового DVD издания диснеевской Русалочки , релиз которого состоялся 3 октября. За первую (...

News image

Триумф Братца Медведя в Германии

По предварительным данным предпоследний диснеевский мультфильм Братец Медведь добился невероятных стартовых результатов в Германии, просто растоп...