Ральф Бакши как представитель контркультуры в анимации США
Об анимации - Анимация США
17.08.2011 07:06

ральф бакши как представитель контркультуры в анимации сша

В новой статье из цикла «История и теория анимации США» мы познакомимся с одним из крупнейших американских мультипликаторов 70-90-х Ральфом Бакши. Создав свой уникальный художественный стиль, он привнес в национальное искусство и развитие мировой анимации огромный вклад. Мы начнем рассказ о Ральфе Бакши с погружения в культурный контекст эпохи, чтобы понять мотивы и предпосылки творчества аниматоров того времени.

Мятежные 1960-70-е годы, время глобального изменения в сознании миллионов граждан США понятий «искусство» и «общество», эпоха хиппи и битников нашли свое отражение и в эстетике аниматографа. Связано это, прежде всего, с протестом и бунтом молодежи против поколения «стариков», их обычаев и традиций, самого «среднеамериканского» образа жизни. Похожие волнения шли и в Европе (Франция, знаменитый парижский бунт в 1968 году) и также отразились в искусстве тех стран. Кино «рассерженных» в Англии взывало к пробуждению интереса к жизни простого человека, показанной без кинематографических изысков, четко и жестко, без цензуры. Документалисты требовали не фильмов «цвета розовой водички», а картин «цвета крови»!

В США «Новый Голливуд» также предложил альтернативу «надоевшему кинематографу». Эксперименты Энди Уорхолла, искусство поп-арта; контркультурное течение, поднявшее с низов социальной лестницы маргиналов и люмпенов, сексуальные меньшинства и прочее коренным образом повлияло на эстетическое развитие и основной, магистральной линии американского искусства на протяжении следующих десятилетий.

В анимации это связано, прежде всего, с пересмотром глобального вопроса о целевой аудитории этого вида кинематографа. Мы уже говорили о постепенном формировании в восприятии зрителя аниматографа как преимущественно детского раздела искусства. Несмотря на первоначальную ориентацию комиксов и мультипликации на взрослый сегмент зрительской массы, уже к 1930-м ее относили к отрасли детского кинорынка. Развитию данного стереотипа поспособствовала империя Уолта Диснея, монополизирующая этот самый рынок. Сам Дисней одним из первых квалифицировал свое творчество как «искусство для детей».

Согласно всеобщему авангардному настроению в американском обществе, в анимацию в конце 1960-х начали приходить люди, желавшие сломать все стереотипы и традиции в этой области, расширить перспективу зрения, снять невидимые шоры перед анимационным экраном. Многие из них, уже работавшие на ТВ, меняли свои взгляды (или давали выход своим истинным эстетическим пристрастиям), попав под влияние «бунтарского» духа людей искусства.

Одним из первых основоположников «взрослого» аниматографа, или, точнее выражаясь, ориентированного на более взрослую аудиторию, как в графическом решении, так и в построении сюжета, стал аниматор Ральф Бакши. Хотя если внимательно изучить творчество этого художника-режиссера, то станет ясно, что не все его работы предназначены исключительно вниманию взрослых, большинство мультфильмов Бакши имеют пограничный характер направленности.

Работая на телевидении, Ральф Бакши не мог реализовать все свои творческие амбиции, так как четко фиксированный телеформат анимации не давал возможности для авторской импровизации. У него уже было готово несколько сценариев для новых, оригинальных мультсериалов, эстетическая концепция которых была революционно авангардна. Но ни один канал не был готов принять в разработку для последующей трансляции сериал про кота Фрица (бунтарский парафраз Феликса, разумеется), с элементами эротики, реалистичного насилия и наглядной морали для взрослых.

Но, воспользовавшись увлечением некоторых инвесторов «модным прогрессивным течением контркультуры», Ральф Бакши решает снимать полнометражные мультфильмы, так их он может прокатывать во вновь созданных независимых кинотеатрах. И пусть фильмы Бакши редко имели кассовый успех (так как ограниченный прокат не мог окупить затрат на производство полнометражной продукции), зато со временем они приобрели статус жанровой классики и «культового кино».

Первым полнометражным мультфильмом Ральфа Бакши стал давно задуманный им «Кот Фриц», который вышел на экраны Америки в 1972 году. В прессе его назвали «вызывающим», «аморальным», «анархистским», в широкий прокат он так и не попал, получив рейтинг Х (дети до 17 лет не допускаются). Попытка слома стереотипа оказался слишком напористой, оценить ее по достоинству можно только спустя достаточный промежуток времени, по истечении которого станет ясно – положено начало нового пути в развитии полнометражной анимации США. Несмотря на это, уже в 1974 году выходит полнометражный мультфильм «9 жизней кота Фрица» Р. Тэйлора, отличавшийся от первоисточника Р. Бакши, но эксплуатирующий найденный им образ.

Инвесторы, опечаленные денежным провалом «Кота Фрица», «посоветовали» Бакши «снизить темп» своей «анимационной революции». Другими словами, предложили сделать что-нибудь «попроще», потрадиционнее. Но своенравный Ральф Бакши решил не сдавать своих эстетических позиций. Он нашел компромисс, обратив внимание зрителя и инвесторов на набирающий популярность жанр фэнтези, который одинаково интересен и детям и взрослым.

Так появились «Волшебники» (1977) и экранизация первой книги трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» (1978). В технологии мультипликации Бакши использовал усовершенствованный ротоскоп братьев Флейшер. Степень прорисовки персонажей уступала диснеевской, но правдоподобия движения Ральф-новатор и не добивался. Его девизом была «реалистичность» лиц людей и «животность» животных. Нарисованные им герои «Властелина колец» имеют заостренную графичность линий силуэта и черт лицевой мимики. Таким образом, Бакши разрушал «гладкость и выбеленность» диснеевских персонажей, предлагая взамен свою, оригинальную эстетическую систему анимационного отражения (выражения) пусть и фэнтезийной реальности.

В 1983 году Ральф Бакши создает один из своих самых известных полнометражных мультфильмов «Огонь и Лед». Для этого он объединил свои усилия с художником фантастических комиксов Фрэнком Фразеттой. По сюжету фильм был классическим фэнтези. Могущественная Империя Льда во главе с королевой Джулианой и магом Некроном нападает на Царство Огня, похищает их принцессу Тигру. Среди жителей Города Огня ищут героя, способного повести за собой народ на смертельную битву с ледяным врагом. Герой обязательно найдется, а вместе с ним и все необходимые атрибуты: драконы и другие сказочные создания, диковинное оружие из стали и дерева, магические приспособления и помощь дружественных племен невиданной расы.

В изобразительном решении мультфильма Бакши пошел по пути развития заостренности и полустертости линий силуэта, теперь (благодаря Фразетте) графика мультипликации напоминала японские манга (которые тогда только еще «набирали обороты» в США). Все картины Ральфа Бакши отличает мрачность атмосферы, приглушенность цвета и света.

Что касается целевой аудитории этого мультфильма, то в современном киноведении такие произведения до сих пор вызывают смятение. Благодаря Бакши и некоторым другим аниматорам в анимацию США устойчиво вошла система двухуровнего кодирования информации. Режиссеры-аниматоры еще на уровне разработки сюжета включают в анимационное действие моменты детского и взрослого порядка. Так при восприятии всего мультфильма во всех гэгах, шутках, выражениях, что-то понимают дети, а что-то только взрослые. Иногда шутка дублируется двойным смыслом, но дети смеются над своим трактованием (очевидным), а взрослые над более тонкой интерпретацией увиденного.

Безусловно, задатки этой системы существовали и раньше (в творчестве того же Тэкса Эйвери таких моментов было предостаточно), это обуславливалось первоначальной ориентацией анимации вообще только на взрослого потребителя. Но после 1970-х это вошло в канон анимационного повествования. Многие современные аниматоры используют этот принцип интуитивно, как объективную необходимость и единственно возможный способ реализации творческого замысла. Этот факт сыграл ключевую роль во всплеске популярности полнометражной анимации в 1980–2000-е годы.

Так анимация стала «искусством для всех», хотя борьба со стереотипом ее «детскости» идет до сих пор.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Численность команд аниматоров в диснеевских мультфильмах 1985-2004

Любой обзор численности команд полнометражных про-диснеевских мультфильмов разумнее всего начинать с аниматоров. В течение нескольких десятилетий их специальность была элитной и одной из самых высок...

Компьютерная полнометражная анимация. Путь к успеху. Часть 3

На рубеже веков в жанре полнометражной компьютерной анимации появились новые игроки. Но прежде студия Pixar закрепила за собой репутацию производителя кинохитов. В 1999 году История игрушек 2 дока...

Шрек навсегда

В целом порядка 90% отзывов на Шрек в 2001 году можно было оценить как восторженные и восхищенные! Еще до широкой премьеры анимационный фильм попал в конкурсную программу Каннского кинофестиваля,...

Аниматоры США: Новое

News image

Анимация США

Ни для кого не секрет, что США на данный момент является лидером современного кино - теле - рынка. Изучая прокатные сводки различных компаний большинства стран мира, несложно заметить: за последние ...

News image

Принципы диснеевской анимации

Принципы диснеевской анимации, полученные практическим путем, исходя опыта конкретной повседневной работы, оказались настолько эффективными, что их изучение стало обязательным сначала для аниматоров...

News image

Современная анимация США: возвращение сериальных героев на большой экран (Часть 2)

В очередной статье из цикла «История и теория анимации США» мы продолжим рассматривать важный момент эволюции сериального экранного мультгероя, а именно его возвращение на большие экраны. Во второй ...

Реклама* !

Русская анимация:

Русская анимация (1960-1990)

News image

1960-е Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться ...

Форма и содержание. Тоска по Ивану-Царевичу и Змею-Горынычу…

News image

Дети любят смотреть мультфильмы. Это – аксиома. И у каждого ребенка есть свои любимые герои. В разных странах подрастающие покол...

Что не так с инвесторами

News image

С теми редкими героями, опрометчиво приложившими свои ресурсы, как Бог черепаху - все в порядке. Память об этих неудачах надежно...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Большой Фестиваль мультфильмов с 31.10.13 – 11.11.13

Это год является рекордсменом, фестиваль продлится 12 дней. И просмотр будет проходить на 15 площадках – это тоже рекорд. Как обычно количество програ...

News image

Раритет

Как вы относитесь к творчеству Дона Блата? Лично я неоднозначно. С одной стороны я не устаю открывать все новые и новые примеры незаурядного талант...

News image

Disney на верном пути

Сегодня известнейшая газета The Hollywood Reporter опубликовала многообещающий материал под названием Люди, стоявшие за Русалочкой , возвращаются ...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Рио

Согласно окончательным данным по кассовым сборам за прошедший уик-энд, новый компьютерный мультфильм Рио, хит от студии Fox/Blue Sky, ранее создавш...

News image

Золотая классика

Большая новость для всех, кто интересуется недиснеевскими классическими короткометражками. Несколько мощных анимационных ресурсов объединились в ед...

News image

Производство Lucky

Хотите хотя бы мельком соприкоснуться с процессом производства традиционного мультфильма? Такая возможность есть! На студии Legacy, основатели кото...