Зоопарки и заповедники для редких видов искусства
Об анимации - Русская анимация
17.08.2011 07:27

зоопарки и заповедники для редких видов искусства



Этого странного вопроса о том, нужно ли государству поддерживать культуру вообще и анимацию в частности, не может и не должно быть. Если по тем или иным причинам какие-то направления искусства не выживают в экономической среде, разумное и цивилизованное государство оказывает этим направлениям поддержку (либо непосредственно, либо опосредованно). Потому что искусство — это не йогурт, который можно снять с производства, если его не покупают. Искусство, если хотите, это редкий зверь, занесенный в красную книгу — его нужно охранять, если он на грани вымирания, и подкармливать, если в естественной среде ему не хватает еды.

Другое дело, что охранять и подкармливать тоже нужно с умом — иначе вреда от такой кормежки может оказаться больше, чем пользы. И в этом смысле, конечно, выдавать в день по банану — сомнительный выход. Потому что «не бананом единым» сыт художник. Для того, чтобы искусство существовало и развивалось недостаточно дать денег, а нужно устроить систему, в которой данный вид искусства смог бы выжить.

Много говорилось о том, что «госкино» дает «мало денег» — как же это забыть? — четверть бюджета первого «Шрэка» в год. Но, думается, даже если бы денег давали намного больше, мало что изменилось бы от этого. Поскольку система грантов поддерживает отдельных художников, но не работает на направления в целом. Живущие на гранты студии не заинтересованы не только в том, чтобы воспитывать новое поколение, но даже в том, чтобы изготовленное кино показать зрителю (тем более, что в России сделать это довольно непросто). Единичные инициативы в обоих направлениях погоды не делают, и результат налицо — вечная нехватка профессиональных кадров, отсутствие контакта с публикой и даже нормального представительства на международных фестивалях (общаясь с отборщиками фестивалей, то и дело слышишь, что такие-то и такие-то хорошие русские фильмы просто не были присланы к селекции). Потому что деньги уже получены и, если о качестве фильма хотя бы режиссер заботится (там его имя в титрах стоит, и позориться неохота), то о качестве всего остального заботиться зачастую уже просто некому.

Если опять же обратиться к зарубежному опыту, то можно увидеть несколько относительно сбалансированных систем, в которых анимации относительно неплохо живется. Самая впечатляющая — это канадская студия NFB, которая на русский переводится как «национальный совет по кинематографии». Это бюджетная организация, уже много лет существующая на госденьги и представляющая собой как бы огромную студию (с отделениями в разных городах). Режиссеры приходят в NFB со своими заявками, совет их рассматривает, и, если принимается положительное решение, режиссер получает все, что необходимо. То есть: оборудование, полный комплект необходимых профессионалов, личный гонорар, а также гарантию того, что его фильм будет хорошо отпечатан, отправлен на все важные фестивали и подан на премию «Оскар». О том, что этот фильм готов, все интересующиеся получат уведомление по рассылке, на сайте появится трейлер, красивые кадрики и много занимательной информации. После фестивального турне фильм, вероятно, выйдет на DVD (и его можно будет купить в ряде стран), будет продан везде, куда его можно будет продать, а также положен в монреальскую видеотеку, где каждый желающий сможет его увидеть на шикарном плазменном экране.

Система эта живет не только для канадских режиссеров — заявку может подать человек любой национальности (примеров тому миллион — начиная с индийца Ишу Пателя и заканчивая голландцем Паулем Дриссеном). Но фильм будет канадским. И, возможно, режиссер тоже станет в результате «канадским режиссером» — как это случилось с главной звездой NFB шотландцем Норманом МакЛареном, об исконной национальности которого все давно забыли.

Менее стройная и более сложная система существует во Франции. Здесь нет единой организации, однако помимо «грантов» и «субсидий» так же существует много всего. А, главное, все части этого «много всего» друг друга поддерживают. Есть школы, есть фестивали, есть большое агентство, занимающееся дистрибьюцией короткого метра, есть большая организация, пропагандирующая за рубеж французского кино в целом и короткого метра, в частности, есть каналы, которые показывают короткий метр. При этом каналы иногда устраивают программы поддержки студенческой анимации (например, программу «Надежды анимации», в рамках которой один из французских каналов заказал студентам школы «Гобелен» серию одноминутных анимационных работ). А кинотеатры иногда ставят короткометражки перед большим кино (как это делалось в советское время). А организация, пропагандирующая французское кино за рубежом, выпускает диски и даже огромные комплекты с анимационными короткометражками и раздает их в пресс-пакетах зарубежным журналистам. И еще — у французских культурных центров в разных странах есть бюджеты, списки и полномочия на то, чтобы показывать французскую анимацию. И все это вместе очень похоже на мудрую культурную политику государства в адрес анимации, которая вполне себе во Франции живет и процветает.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Компьютерная графика в полнометражной про-диснеевской анимации. Часть 1

Сегодня компьютерная графика стала органичным и почти самим собой разумеющимся элементом любого рисованного мультфильма. Эффективность этого инструмента подтвердили такие разные по качеству и влияни...

Диснеевские клоны. Часть 1

Про трудоемкость, дороговизну и сложность рисованной анимации (в частности про-диснеевской анимации) сказано предостаточно. Даже для профессионального аниматора несколько секунд жизни одного единст...

Беседа с Сашей Дороговым. Часть 2

Владимир [в частности] спрашивает, делалось ли это из экономии или из-за того, что человеческих персонажей трудно рисовать? САША: Человеческих персонажей действительно очень трудно рисовать, осо...

Аниматоры США: Новое

News image

Сериальные работы Уолта Диснея: как появился Микки-Маус?

В 1920-1921 годах Уолт Дисней по заказу снял 12 коротеньких лент – «Смехограмм Ньюмена». Это единственные мультфильмы, сделанные полностью им, от начала и до конца (как художника, аниматора и автора...

News image

Анимационные сериалы США сквозь годы звука, цвета и телевидения

К началу 1920 года анимационные сериалы плотно вошли в жизнь каждого американца уже вне зависимости от его социального статуса. Герои комиксов, превратившись в героев экрана, составляли конкуренцию ...

News image

Анимация США

Ни для кого не секрет, что США на данный момент является лидером современного кино - теле - рынка. Изучая прокатные сводки различных компаний большинства стран мира, несложно заметить: за последние ...

Реклама* !

Русская анимация:

Недалекое будущее

News image

В том случае, если общая ситуация останется такой, какая она есть в настоящий момент, на чудесное появление индустрии анимационн...

Российская мультипликация сегодня

News image

В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса») и раз в два года международный фестиваль мультипл...

Советская мультипликация: операторы

News image

При съемках мульфильма – все, как в большом кино: и камера, и те же способы (наезд, отъезд, крупный план), и свет, и движение фо...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Дела кассовые

На повестке дня два вопроса. Во-первых, пора подвести предварительные итоги американского кинопроката последнего диснеевского мультфильма Братец Ме...

News image

Лучшие мультфильмы 2013 года

Как всегда в первой половине года был создан рейтинг мультфильмов, лидерами стали эльфы и монстры.Как ни странно, но первая половина 2013 года была...

News image

Флик на DVD

Поклонники диснеевской анимации со стажем должны помнить, что ровно 10 лет назад в мае 1999 года в нашей стране началась эпоха лицензионного видео ...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Книга мастеров

29 октября в широкий российский прокат выходит фильм «Книга мастеров» - первый полнометражный игровой отечественный проект, созданный под опекой ко...

News image

Скромный дебют Принцессы и лягушки

До сих пор я писал о том, что коммерческий успех Принцессе и лягушке гарантирован. Однако, в реальности оказывается, что не всё так просто. Вперв...

News image

Полярный экспресс - все путем!

Я не мог не коснуться темы на удивление стабильного проката Полярного экспресса в Америке! Как известно, эта дорогостоящая компьютерная лента Робер...