Как известно, Уолт Дисней всегда настороженно относился к сиквелам. При его жизни мышиная фабрика не выпустила ни одного полнометражного продолжения, потому что мастер требовал только новых идей, оригинальных сюжетов и нестандартных решений. Даже после смерти Диснея табу на возвращение к уже созданным героям и ситуациям свято соблюдалось. Однако бесконечных традиций не существует, а новое руководство компании старика Уолта, ставшее у руля в 1984 году, ради успеха дела было готово ко всему.
В конце 80-х годов в стремлении ежегодно выпускать новые картины Джеффри Катценберг, руководитель кинопроизводства Disney, быстро ввел студию в состояние аврала. После сложных и масштабных Оливера и Русалочки творческому коллективу требовалась передышка, поэтому было принято решение развернуть быстрый и легкий проект. А самым простым было воспользоваться ранее созданным материалом. Выбрали Спасателей , замечательную картину 1977 года. Та лента была снята по мотивам серии книг Мэрджери Шарп (Margery Sharp), поэтому создание сиквела казалось отличной идеей. Готовый мультфильм получил довольно неоднозначную оценку критиков, кассовые результаты его проката сильно разочаровали руководство компании, однако значительный успех Спасателей в Австралии на видеорынке стал откровением!
Но зачем же выжидать долгие годы, чтобы получить дополнительные дивиденды на использовании интереса простого зрителя к полюбившимся героям? Ведь продолжение куда резоннее выпускать по горячим следам! Впечатления о благодарном приеме видеорелиза Спасателей 2 еще оставались свежими и волнующими, когда боссы компании Disney решили наскоро объединить пилотные эпизоды грядущего мультсериала о новых приключениях Аладдина в один полнометражный мультфильм и выпустить его на видео в качестве настоящего продолжения. Снятая впопыхах, примитивная картина Возвращение Джафара , видеопремьера которой состоялась 20 мая 1994 года, ни за что ни про что получила громкий титул сиквела Аладдина , самого кассового мультфильма в истории. Желание зрителя вновь встретиться с полюбившимися героями, которых при этом озвучивали те же самые актёры, что и в оригинале (кроме Робина Уильямса, голоса Джинна, который поссорился с Катценбергом, однако вернулся к своей роли в третьем Аладдине ), было сильнее чувства вкуса. Результатом стали 15 млн. распроданных видеокассет! Только в Америке было собрано около $180 млн.! Мультфильм был снят на мизерном бюджете силами австралийского и японского филиалов диснеевского отдела телевизионной анимации, а потому чистая прибыль была огромной.
Руководство Disney решилось смешать качественную анимацию и дешевую подделку, потому что это сулило приличные барыши. Неудивительно, что спустя несколько лет видеосиквелы посыпались, как из рога изобилия. Одним своим существованием Возвращение Джафара навсегда изменил оригинальный фильм, однако у людей способных отличить качество от подделки, по крайней мере, было право игнорировать этот факт. Но, когда продолжениями обзавелись Красавица и Чудовище , Король-Лев и Покахонтас , не замечать их стало невозможно. Несмотря на то, что со временем качество анимации сиквелов, или чипквелов (cheapquel) как их стали называть, росло, самые преданные поклонники диснеевской анимации начали разочаровываться в политике мышиной фабрики. Президент Walt Disney Enterprises Майкл Айснер, когда-то заслуживший славу самого талантливого руководителя, благодаря оживлению компании, погрязшей в стагнации, впервые стал объектом для едких замечаний и многочисленных карикатур.
Трагизм ситуации заключался в том, что повлиять как-либо на увеличение числа чипквелов было невозможно, потому что обычные зрители, особенно заботливые родители, в своей массе не проводили большой разницы между оригинальными лентами и их продолжениями. Да и как было не купиться, если тот же Король-Лев 2: Стая Симбы так блистательно копировал все находки и визуальный ряд предшественника? В 1998 году новые приключения повзрослевшего Симбы принесли свыше $250 млн, став самым успешным видеорелизом года после Титаника !
И количество чипквелов продолжало расти. Они производились силами иностранных подразделений Walt Disney, расположенных в самых разных уголках мира. Ранее эти студии создавались, чтобы заниматься многочисленными мультсериалами для диснеевских телеканалов, но сейчас успешно справлялись и со съемками полнометражных картин. Художники этих студий быстро набирались опыта, поэтому с каждым новым фильмом техничное исполнение мультфильмов становилось все более совершенным. Так снятый в Австралии Леди и Бродяга 2 , первый сиквел классического мультфильма, с точки зрения анимации практически ни в чем не уступал классической картине 1955 года. Впрочем, дело тут было не столько в способностях художников, сколько в их страстном желании проявить себя и работать на серьезном проекте. Аниматоры мечтали, что в один прекрасный день руководство Disney даст добро на создание полноценного полнометражного мультфильма, хотя бы для видеорелиза. Однако, использование готового материала значительно сокращало график съёмок - производство сиквелов занимало в среднем всего лишь 1,5 - 2 года, требовало меньше творческих усилий и материальных затрат. Поэтому оригинальные картины не снимались, они никому не были нужны.
Справедливости ради, нужно отметить, что абсолютно такую же политику проводили и проводят многие голливудские компании. Например, Universal уже в 1994 году выпустила первое дешёвое продолжение мультфильма Дона Блата Земля до начала времён (1988), а после этого клепала очередные сиквелы и выпускало их на видео чуть ли не ежегодно. Соблазнялись видеорынком и Fox, и DreamWorks. Однако никто из них не действовал так нагло, как наследники Уолта Диснея. Ведь, как только закончились относительно свежие оригинальные мультфильмы, руководство Disney распорядилось готовить сиквелы для лент, еще находящихся в производстве и снимать продолжения признанных классических шедевров! Уже в новом веке, чести иметь продолжение удостоились Золушка , Питер Пэн , Сто и один далматинец и другие.
При этом Питер Пэн: Возвращение в Нетинебудет (у нас Питер Пэн в Нетландии ) первым из недорогих сиквелов удостоился права кинопроката! Успех Фильма про Тигру в феврале 2000 года (и отчасти удачный прокат Школьных каникул в феврале 2001 года) убедил руководство Disney выпустить продолжение Питера также в феврале, на этот раз в 2002 году. С коммерческой точки зрения предприятие удалось! Несмотря на град негативной критики, фильм имел настолько приличный успех, что появилась идея сделать февральские премьеры традицией. А почему бы и нет? Ведь Возвращение в Нетинебудет обошлось всего в $19,5 млн плюс $13,5 млн на раскрутку картины. А мировые кассовые сборы составили порядка $100 млн (удивительно, но особенным успехом мультфильм пользовался в Японии).
Между тем, интерес к оригинальным работам отделов театральной анимации Disney значительно снизился. Особенно удручали кассовые сборы новых лент. В немалой степени чипквелы стали причиной такого положения дел. В то время как некоторые из чипквелов даже переиздавались в виде Специальных изданий , релизы очередных диснеевских мультфильмов перестали быть событием! Гениальный по своей эффективности, и бессовестный в своей пошлости способ жатвы легких денег стал одним из самых ярких свидетельств небывалого творческого кризиса компании Walt Disney.
За последние годы Майкл Айснер несколько раз менял руководителей кинопроизводством Disney. Однако люди приходили и уходили. Политика оставалась в целом неизменной. Сейчас на студии Disney новые рисованные мультфильмы больше не снимаются, часть традиционных художников уволены, другие переучены. Одновременно снижаются и обороты в съемках рисованных продолжений. Дэвид Стэинтон, очередной и очень инициативный босс диснеевского кинопроизводства, окончательно отдал предпочтение трехмерным компьютерным проектам. Ирония судьбы заключается в том, что Стэинтон построил свою карьеру именно на успехах чипквелов, несколько лет занимая пост руководителя отделом телевизионной анимации Disney. И вот по его воле за ненадобностью закрываются иностранные отделы телевизионной анимации, так и не добившиеся права снимать оригинальные ленты. Однако от самой идеи клепать недорогие проекты для видео никто не отказался. Просто на этот раз активно прорабатывается идея создания очередных сиквелов и даже ремейков классических диснеевских мультфильмов средствами компьютерной графики! Грустная история, однако, такова жестокая правда жизни.
Напоследок хочу перечислить самые заметные видеосиквелы. Указывать здесь все мультфильмы нет абсолютно никакой необходимости, так как многие подделки не стоят даже упоминания:
1994 - Аладдин: Возвращение Джафара 1996 - Аладдин и Король воров 1997 - Красавица и Чудовище: Зачарованное Рождество 1998 - Покахонтас 2: Путешествие в новый мир 1998 - Король-Лев 2: Стая Симбы 2000 - Гуфи: Невероятный фильм (сиквел к Фильму про Гуфи ) 2000 - Русалочка 2: Возвращение в море 2001 - Леди и Бродяга 2: Приключения Паршивца 2002 - Золушка 2: Мечты сбываются 2002 - Питер Пэн 2: Возвращение в Нетинебудет 2002 - Горбун из Нотр Дама 2 2002 - Тарзан и Джейн 2003 - Сто и один далматинец 2: Приключения в Лондоне 2003 - Книга джунглей: Возвращение в джунгли 2003 - Большой фильм про Пятачка 2003 - Атлантида: Возвращение Майло 2003 - Фильм про Стича 2004 - Король-Лев 3 (в Америке Король-Лев 1 и 1/2 )
|