Процесс «сериализации» американской анимации
Об анимации - Анимация США
17.08.2011 07:00

процесс «сериализации» американской анимации

Мы продолжаем публикацию статей об анимации США — лидере современного кино - теле - рынка. Сегодня мы рассмотрим, с чего начался и как развивался процесс сериализации американской анимации, какие особенности были характерны для анимационных серий, и как они были связаны со своими печатными «прототипами» — комиксами.

Первый полнозначный сериал по своему комиксу сделал Р. С. Смит, назывался он «Старый доктор Як» (Old Doc Yak). 11 июля 1913 года состоялась премьера первой серии (выходили они вплоть до 1915 года). Главный персонаж, доктор Як (который по внешнему виду больше напоминал козла), стал первым антропоморфным героем, завоевавшим большой экран. Антропоморфизм Яка проявлялся не только во внешности (хождение на задних конечностях, приматообразные передние конечности, мимика бородатой морды), одежде (пиджак, брюки), повадках; но и в статусе — он читал газеты, ходил на работу, и так далее. Уже в этой адаптации можно проследить главную тенденцию, сложившуюся на анимационном рынке США 1910-1920-х годов, а именно заметное упрощение графического стиля, изобразительного решения мультфильмов по сравнению с печатными прототипами. Поэтому выжить на большом экране удавалось лишь лучшим. А комиксы с забытыми в кинотеатрах героями могли по-прежнему радовать читателей. Так случилось и со «Старым доктором Яком», графические серии про которого выходили до 1934 года.

Похожая ситуация сложилась и с сериалом Бада Фишера «Матт и Джефф». Фишер, уйдя из печатного бизнеса, основал собственную анимационную студию, на которой наладил выпуск лент на основе своего же комикса «Матт и Джефф». Уже к лету 1916 года Фишер снял 17 сюжетов, каждый из которых, несмотря на упрощение графики и стиля, пользовался успехом у зрителя. Сериал просуществовал с 1916 по 1928 гг. Серия длилась всего 4-5 минут, но новая выходила еженедельно. Таким образом, всего было снято около 500 серий. А комикс «Матт и Джефф» выходил, хоть и с перерывами, с 1907 по 1982 гг.! Настолько газетные герои оказались живучее анимированных.

На процесс «сериализации» американской анимации объективно повлияли как развитие самой технологии производства, так и система проката того времени. Анимацию поначалу «подклеивали» к документальному материалу в программе с основным игровым фильмом. Когда игровые ленты стали длиться около трех и более частей, мультфильмы начали теряться в общем потоке.

Вместе с этим создание мультфильмов становилось все более дорогостоящим, а дистрибьюторские компании отказывались брать в прокат единичные ленты, которые были неудобны для показа в кинотеатрах. Чаще всего они подписывали контракты на серии фильмов, тем самым «вписывая» их в систему проката. Таким образом, американская анимация двадцатых годов превращалась из искусства одиночек в самостоятельную, бурно развивающуюся область кинопромышленности, работающую по законам рынка. Производство анимационных серий стало поточным, аналогично в свое время сформировалась и технология конвейерного издания комиксов.

Рауль Барре создал технологию прорезей рисованного фильма (в России ее называют «перекладка на штифтах»), когда персонаж и фон рисуются на отдельных листах. С помощью специальных (необходимых) прорезей эти листы совмещаются для покадровой съемки.

Весной 1915 года на студии Рауля Барре был создан сериал «Ожившие преследователи ворчуна» — игровые картины по 13-14 минут, включающие 2-3 минуты анимации (оживающие картинки в альбоме). Там же в 1916 году появилась серия «Радость и Уныние» по комиксам Тони Пауэрса о современной жизни. Гномы, которых так и звали — Радость и Уныние, не вступали в контакт с действующими лицами отдельной, локальной истории, но связывали все серии сериала, так как в каждой из них они выступали в роли молчаливых рефлексаторов (критиков, дубликаторов, сопереживателей) действий временных персонажей. Несмотря на новую технологию, среды в этих сериалах по-прежнему не было, герои действовали на белом листе — фоне. Реплики персонажей в филактерах замедляли анимационное движение («элемент жизни»), так как герои замирали на время прочтения зрителем их диалогов.

Джон Рэндальф Брей одним из первых начал разделять изображение на статичные и динамичные части (на модель, фон и динамичные части). Эту технологию он внедрил при создании своего сериала «Приключения полковника Враля» (первая серия вышла 14 января 1914 года). Это был первый сериал, созданный на основе оригинального сюжета, а не комикса. Но влияние комиксной культуры в нем заметно невооруженным взглядом: повествовательная логика отсутствует, в основе сюжета — гэг, связь между эпизодами осуществляется благодаря титрам. Герой, полковник Враль (человек), напоминает барона Мюнхгаузена, хотя настоящим прототипом был Теодор Рузвельт и его африканские путешествия. Персонаж обладал яркими, запоминающимися внешними чертами, особенностями характера. Именно с Враля началась «система звезд» в анимации, когда фильм узнавали не по режиссеру или художнику, а по персонажу. Сериал про чудаковатого полковника выходил с 1914 по 1917 и с 1922 по 1924 годы — всего было снято 59 серий.

Аналогичный пример — оригинальный сериал «Привлекательный болван» Уолтера Лантца. Он выходил на экраны с 1924 по 1926 годы. Характеры главных героев — Мальчика и песика Кабысдоха — разработал сам Лантц, а для сюжетов он выбрал мотивы популярных сказок и романов. Но он их не экранизировал, а пародировал! Красная шапочка и Золушка, Робинзон Крузо и Хижина дяди Тома — над ними Уолтер Лантц с легкостью сыронизировал в своих мультфильмах, продолжая традицию нашего выдающегося мультипликатора Владислава Старевича. В технологии производства использовался принцип соединения анимации с реальными объектами, но общий стиль все равно оставался комиксным.

И говоря о героях, нельзя не вспомнить популярный сериал «Бобби Бампс» Э. Херда (на основе одноименного комикса), выходивший с 1915 по 1925 год (около 70 серий), где главными персонажами были.... Малыш и собака, а в качестве технического приема использовался контакт с невидимым аниматором.

Так комикс, хоть и переставал быть идейно-персонажной и сюжетной основой мультсериалов, по-прежнему оставался их главной эстетической опорой.

Но и в сюжетных разработках комикс не быстро сдавал позиции: в 1920-е годы из 28-ми различных сериалов, снимаемых на студии Д. Р. Брея, большинство являлись по-прежнему экранизациями комиксов.

Как правило, адаптируя комикс к экрану, название серии сохранялось прежним — «Безумный кот», «Воспитание отца», «Счастливый хулиган», «Матт и Джефф». Ведь печатная и экранная продукция служила взаимной рекламой друг для друга. Зритель из кинотеатра, вдохновившись приключениями тех или иных героев, начинал покупать газету, издававшую комикс с их участием, и наоборот: насмотревшись на любимых бумажных персонажей, читатель хотел увидеть их «ожившими», анимированными. Исключением здесь может послужить только сериал «Стараться быть не хуже других» Гарри С. Палмера по комиксам «Поп» (от слова «популярный») Артура Р. Морманда, выходившего в 1915-1916 годах. В нем демонстрировалось критическое отношение к навязываемому рекламой и мнением других образу жизни. Сериал и комикс высмеивал людей на это поддающихся. Главными героями была человеческая семья: Па, Ма и дочка Джули.

Одним из первых бизнесменов, осознавших выгоду такой взаимной рекламы, был медиамагнат Уильям Херст. Он наладил выпуск анимационных серий на основе комиксов, которые печатались в принадлежавших ему газетах и журналах. Он объединил два самых популярных вида зрелища: комиксы и кинематограф. В его «Новостном киножурнале Херста» мультфильмы выходили как добавка, а позже он первым объединил их в отдельную программу. На собственной студии он выпускал сразу восемь проектов: «Безумный кот», «Воспитание отца», «Счастливый хулиган», «Радость и Уныние», «Ослица Мод», «Дети Катценджеммер», «Джерри на работе».

Уже тогда, работая над сериалом с одинаковыми персонажами, художники использовали фоны и мультипликат из прошлых серий. Безусловно, это способствовало упрощению художественной части, но обеспечивало узнавание своеобразного мира данного сериала (что является залогом зрительского успеха). Так схема упрощения становилась каноном производства анимационных сериалов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Галлерея логотипов

Как известно логотип является лицом любой компании, ее узнаваемым и запоминающимся брэндом! Для компании Disney основой логотипа для киноотдела стало символическое изображение сказочных замков Дисне...

Особенности национальных прокатов

Еще до второй мировой войны иностранный прокат имел огромное значение для американских мультфильмов. Особенно для первых полнометражных лент. Так кассовые сборы диснеевской Белоснежки в мире даже...

Андрей Рябовичев отвечает на вопросы участников форума

В июле 2004 года побеседовать с участниками форума Сайта о про-диснеевской анимации согласился художник-постановщик по персонажам мультфильма Князь Владимир Андрей Рябовичев. Здесь я привожу ск...

Аниматоры США: Новое

News image

«Кот Феликс» — самый успешный сериал Америки

Сегодня, спустя почти сто лет после премьеры «Кот Феликс» (Felix the Cat) — это успешная франшиза, приносящая правообладателям существенные прибыли (при том, что новых серий не снимается уже 30 лет)...

News image

Современная анимация США: возвращение сериальных героев на большой экран (Часть 2)

В очередной статье из цикла «История и теория анимации США» мы продолжим рассматривать важный момент эволюции сериального экранного мультгероя, а именно его возвращение на большие экраны. Во второй ...

News image

Современная анимация США: возвращение сериальных героев на большой экран (Часть 1)

Первые опыты адаптаций мультсериалов для создания полнометражного мультфильма появились уже на современном этапе развития американской анимации, который мы условно обозначим промежутком времени ...

Реклама* !

Русская анимация:

Российская публика: идеология предпочтений. Дети и родители

News image

Что же все-таки предпочла смотреть при наличии выбора предельно взыскательная детская аудитория – импортные или российские мульт...

Русская анимация (1960-1990)

News image

1960-е Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться ...

Советская мультипликация

News image

В период своего расцвета советские мультипликационные студии показали, что могут сделать талантливые люди под руководством не ме...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Старые добрые советские мультфильмы

Как известно, сегодня мультики 3d пользуются большой популярностью. Но, несмотря на это, современные фильмы лишены тех прекрасных и поучительных идей,...

News image

Мульттолкучка

Журнал Кинобизнес Сегодня пролил свет на детали кинопрокатов мультфильмов, стартующих в канун осенних каникул. Я уже упоминал, что в эти дни на экр...

News image

Появление и популяризация жанра фэнтези

Что такое Фэнтези? Большинство авторитетных источников и словарей определяют жанр фэнтези как подвид фантастической литературы, который основывается н...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Знакомьтесь с Робинсонами

Состоялся всемирный релиз третьего диснеевского компьютерного мультфильма В гости к Робинсонам (да, третьего, т.к. про Динозавра забывать нельз...

News image

Неудача Поисков Немо

По информации непревзойденного журнала Видеомагазин на третьей неделе своего российского турне совместное творение студии Pixar и компании Disney, ...

News image

Вверх

Чудесное кино , почти совершенство , лучшая работа студии Pixar , на текущий момент лучший фильм года . Такими эпитетами награждают Вверх западн...