Развитие полнометражной анимации США: широкая дорога смелых одиночек. Уолт Дисней (начало) |
Об анимации - Анимация США |
17.08.2011 07:09 |
Полнометражные анимационные произведения США устойчиво ассоциируются с одной студией Уолта Диснея. Странно, ведь при тех возможностях, которые дает язык анимации, можно создавать удивительно выразительные, ни на что не похожие творения экрана. Безусловно, процесс создания полнометражного мультфильма очень дорогостоящий и трудоемкий, но тут, игра, казалось бы, стоит свеч. Но поучаствовать в ней не означает победу. Тот же Дисней, о котором мы поговорим чуть позже (и продолжим в следующих статьях цикла), шел к своему трону короля полнометражной анимации мира путем проб и ошибок, грозивших ему и разорением, и презрением коллег. Полноценным полнометражным мультфильмом можно назвать анимационное творение, выполненное в любой технологии длительностью не менее 40 минут, обладающее единой сюжетной схемой и драматургией. Другими словами, сборник нескольких серий про одного и того же героя. Не имеющие завязки и логической развязки произведения к полнометражной анимации не относятся. Но это не мешает заимствованию из сериальной практики и основ гэга в построении микроэпизода, и общей абсурдной картины мира, гротеска персонажей, алогизма движения. Большинство полнометражных мультфильмов близки по организации повествования (несмотря на значительную разницу в художественном языке) к игровой полнометражной продукции. Создателем первого полнометражного мультфильма, в том числе и первого звукового, был аргентинец Квирино Кристиани. Его первая полнометражная работ - «Апостол» - вышла на экраны Буэнос-Айреса 9 ноября 1917 года. Острая политическая направленность и четкий неразвлекательный характер картин Кристиани помешали международному признанию его лент, поэтому до сих пор этот выдающийся аниматор мало известен в мире. В США полнометражную анимацию основал и возвел в ранг настоящего искусства Уолт Дисней – великий аниматор, в этом направлении шедший дорогой «вопреки». Естественно, Дисней не был единственным – он был первым. Полнометражными проектами занимался и Макс Флейшер. В 1939-м он выпустил «Путешествие Гулливера», в 1942 «Супермена», а в 1948 году поставил свой знаменитый полнометражный мультфильм «Рудольф, красноносый олененок», который по технике и совершенстве анимационного воплощения значительно уступал диснеевским полнометражкам. Так что реальной конкуренции (до самой смерти Диснея в 1966-м году, и позже) в области полнометражной анимации у его студии не было. Показателем может служить и тот факт, что Американская киноакадемия «Оскар», обычно очень скорая на введение новых номинаций в связи с появлением тех или иных изменений формата (цвет, звук, музыка – оригинальная и аранжировка, песня, и т.д.), ввела номинацию «Лучший полнометражный анимационный фильм» только в 2001 (!) году, когда количество претендентов достигло 10 экземпляров в год. Ведь и диснеевские картины выходили в среднем раз в три года, и соревноваться он мог разве что сам с собой (не считая редких случаев типа флейшеровского «..Олененка»). Начинать разговор о полнометражной анимации Уолта Диснея стоит с его ранних, короткометражных/сериальных работ, потому что все, благодаря чему он добьется популярности в 1930–1940-е годы, уже было в них. А с точки зрения основного вопроса этой работы (взаимоотношение мультсериалов и полнометражных анимационных лент) этот экскурс будет полезен вдвойне. Уже с первого звукового мультфильма Диснея «Пароходик Вилли» (1928) и цветного «Цветы и деревья» (1932) стал понятен основной принцип построения его картин в звуковой период. В основе лежала музыкальная драматургия. Уолт Дисней мастерски начал использовать звук в своих работах, он один из первых всецело осознал и воплотил на экране звукозрительный синтез. Отличие диснеевских фильмов в том, что он их не озвучивал, а создавал изображение в соответствии с музыкой и шумами, то есть имела место изначальная ориентация на синхронизацию. Ведь кино изначально близко музыке, а с анимацией у музыки возникает эстетический симбиоз. В игровом кино такого эффекта сложно достичь. Уже в немых картинах Дисней реализовывал и ритм движения, и ориентацию на музыкальные формы. В серии «Алиса на ферме» эпизод с курицей представлял собой законченный танцевальный номер. А в эпизоде «Алиса оглушена крысами» крысы устраивают дискотеку у Алисы дома, действие развивается по нарастающей, грызуны с помощью аниматора достигают музыкального крещендо к финалу. Принцип визуализации музыки осуществлен в серии «Алиса-флейтистка», когда в кадре присутствует не только источник звука/музыки (флейта), но прорисовано и ее воздействие на окружающую среду и персонажей. |
Читайте: |
---|
Пойдем на мультик!Прокатная судьба мультфильмов в России, разумеется, неотделима от общей ситуации с прокатом. С 1999 года по настоящее время (2003 год) кассовые сборы в российских кинотеатрах увеличиваются в геомет... |
Национальные фавориты!Тема национальных фаворитов тесно связана и перекликается с моей статьей Особенности национальных прокатов . Но, в отличие от материала указанной статьи, здесь я хочу проанализировать иностранный ... |
Диснеевские клоны. Часть 3 (Специальная)Резонанс, который вызвали опубликованные осенью 2005 года материалы из серии Диснеевские клоны , показал, что тема клонирования в про-диснеевской анимации не только очень интересна, но еще и досто... |
![]() «Кот Феликс» — самый успешный сериал АмерикиСегодня, спустя почти сто лет после премьеры «Кот Феликс» (Felix the Cat) — это успешная франшиза, приносящая правообладателям существенные прибыли (при том, что новых серий не снимается уже 30 лет)... |
![]() Ральф Бакши как представитель контркультуры в анимации СШАВ новой статье из цикла «История и теория анимации США» мы познакомимся с одним из крупнейших американских мультипликаторов 70-90-х Ральфом Бакши. Создав свой уникальный художественный стиль, он при... |
![]() «Белоснежка…» Уолта Диснея – образец на все временаЕсли все сериалы начинались с упрощения графических форм, то в полном метре Дисней пошел «от обратного», в сторону намеренного усложнения мультипликата. Он понимал, что полнометражная история должна... |
Российская мультипликация при смерти![]() Закрытый показ Анимационная студия Пилот едва не закрылась на прошлой неделе. Режиссер Сергей Меринов написал в блоге, что... |
Зоопарки и заповедники для редких видов искусства![]() Этого странного вопроса о том, нужно ли государству поддерживать культуру вообще и анимацию в частности, не может и не должн... |
Советская мультипликация: операторы![]() При съемках мульфильма – все, как в большом кино: и камера, и те же способы (наезд, отъезд, крупный план), и свет, и движение фо... |
![]() Юбилей ПокахонтасПостоянные посетители моего сайта знают, как давно и с каким нетерпением я жду специального издания Покахонтас , одного из недооцененных диснеевск... |
![]() 15 лет Кошмару перед Рождеством !Много ли вы знаете диснеевских мультфильмов 1990-х годов, для которых не было снято ни одного продолжения? На самом деле, если не считать Геркулес ... |
![]() Принцу Египта 10 лет!10 лет назад на киноэкранах 40 стран мира состоялся про-диснеевский дебют кинокомпании DreamWorks. Первый игровой фильм ( Миротворец ) этой фабрик... |
![]() Побег в АфрикуВ российский кинопрокат вышел Мадагаскар 2, долгожданное продолжение очень успешного комедийного блокбастера 2005 года от студии DreamWorks Animati... |
![]() Валл-иСогласно информации журнала Кинобизнес сегодня, Валл-и стартовал в России с рекордными показателями. Несмотря на то, что пальму первенства кассовы... |
![]() О ВольтеСегодня в Америке в национальный прокат выходит Вольт, новый диснеевский компьютерный мультфильм. Стоит заметить, это долгожданный релиз. В последн... |