О вымершем жанре
Об анимации - новости мультипликации
17.08.2011 07:06

 о  вымершем жанре

Российский офис Disney подготовил официальный пресс-релиз с информацией о Принцессе и Лягушке , руководствуясь которым отечественные газеты и журналы скоро напишут статьи и анонсы, посвящённые новому рисованному мультфильму. Кстати, Принцесса и Лягушка в нём названа 49-ым полнометражным мультфильмом студии Disney, и те, кто знаком с историей диснеевской анимации, могут на досуге прикинуть, какой арифметикой получено именно такое число. Не знаю, для меня Принцесса и Лягушка - это 45-ый рисованный мультфильм студии Disney, и этого достаточно. Впрочем, я хотел поговорить о другом. В пресс-релизе есть сентенция, которая не только не оставила меня равнодушным, но даже вдохновила на развёрнутый комментарий, который я и намерен сегодня опубликовать. А сказано в документе вот что:

Возвращение к рисованной анимации, которая не так давно считалась практически вымершим жанром - само по себе волшебное событие. Но режиссёры увидели, что это искусство по-прежнему живо и способно тронуть сердца зрителей…

Даже не начиная дебаты на тему, насколько корректно считать рисованную анимацию жанром, впору спросить, КТО ИМЕННО не так давно считал рисованную анимацию практически вымершей? Воистину, Принцесса и Лягушка - это первый созданный целиком на студии Disney полнометражный рисованный мультфильм, который мы увидим на большом экране спустя без малого ШЕСТЬ лет после выхода Не бей копытом , предыдущей рисованной ленты. Однако рисованная анимация в этот период не исчезала из кинотеатров окончательно! На больших экранах выпускались диснеевские чипквелы, среди которых изредка, но попадались съедобные вещи, например Винни и Слонотоп (2005), европейские мультфильмы, такие как Астерикс и Викинги (2006), шедевры Хайао Миядзаки, целая серия разномастных российских анимационных лент и даже латино-американская рисованная анимация в лице Ноева ковчега (2007)! А Любопытный Джордж (2006), а Ноктюрна (2006)? Да, не все из них были коммерчески успешны или особенно ценны в художественном отношении. Но выдающиеся достижения были! Говорить о том, что рисованная анимация - это вымирающий жанр , в то время, как Персеполис (2007) номинируется на Оскара , а Симпсоны в кино (2007) добивается коммерческого успеха, сравнимого с триумфом пиксаровских лент, может только непримиримый упрямец или экономически близорукий человек. Ведь, если студия Disney и несколько других крупных игроков прекратили создание рисованных мультфильмов, это ещё не приговор рисованной анимации как таковой.
В сентябре 2002 года я написал статью Компьютерная и традиционная анимация: Кто кого?, в которой призывал не торопиться списывать со счетов ручной труд художников. Не всякую историю лучше рассказывать компьютерными средствами , писал я. Хорошая история, рассказанная правильными средствами, всегда будет востребована зрителем . Я не был одинок в своих убеждениях, скорее наоборот! Художники, историки, критики и даже обычные зрители твердили, что дело не в инструментах, а в сценариях! В сценариях, в создание которых все чаще и чаще вмешивались (и продолжают вмешиваться) продюсеры, менеджеры и маркетологи. Но, когда фильмы, которые согласно расчётам должны были стать блокбастерами, с треском проваливались, виноватыми почему-то признавались руки художников и сам медионоситель. Притом, что причин для неудач классической анимации конца 90-х - начала 00-х было множество (в статье Почему традиционные мультфильмы перестали пользоваться успехом? я называл 12 основных причин!), начиная от ошибок в выборе целевой аудитории и заканчивая сюжетными штампами и клише.
Увы, мнение людей, неравнодушных к анимации, не играло роли, когда крупнейшие анимационные студии Голливуда приняли окончательное и бесповоротное решение покончить с масштабной рисованной анимацией. Так студия DreamWorks решила полностью переключиться на создание компьютерной анимации в 2001 году, сразу после триумфа Шрека . На студии Disney решение о сворачивании производства классической анимации было озвучено в феврале 2002 года! Фактически новые рисованные проекты не запускались с момента неудачного выступления мультфильма Атлантида: Затерянная империя . Самым циничным моментом решения отказаться от рисованной анимации, стало полное закрытие процветающей флоридской студии Disney, которая на самом деле не сняла ни одного неудачного мультфильма! Созданные во Флориде Мулан и Лило и Стич стали кассовыми хитами, а Братец Медведь с точки зрения рентабельности выступил лучше, чем Цыплёнок Цыпа - первый и единственный относительно успешный компьютерный проект Disney. Бесценные кадры и накопленный в течение десятилетий напряженного труда опыт оказались никому не нужны.
В 2005 году высшая власть в мышиной империи сменилась. Глава компании Майкл Айснер, с которым связывались многие неудачи Disney начала 00-х годов, уступил свое место Роберту Айгеру, одним из первых деяний которого стало объединение Disney и Pixar в апреле 2006 года. Цена вопроса превышала стоимость производства ВСЕХ полнометражных диснеевских мультфильмов, снятых в течение предыдущих 70 лет, но сделка всё равно признавалась выгодной! Трудно даже представить, сколько качественных и успешных собственных мультфильмов можно было бы снять за деньги, выплаченные Стиву Джобсу, главному держателю акций Pixar, но важно, что отныне за диснеевскую анимацию стал отвечать Джон Лассетер, человек с именем которого ассоциировались успехи студии Pixar. Талантливый художник, успешный режиссёр и продюсер и при этом страстный поклонник диснеевской анимации Джон Лассетер казался принцем, пришедшим разбудить спящую красавицу. И действительно многое изменилось. Например, компания Disney отказалась от производства дешёвых продолжений классических мультфильмов, а, главное, возродила производство традиционной анимации. Но уже спустя пару лет стало ясно, Джон избегает творческих рисков, не находит общего языка со многими самобытными художниками и принимает исключительно безопасные решения, направленные не столько на повышение художественной ценности анимации, сколько на усиление её коммерческого потенциала. Пока что план, увы, не срабатывал. Перекроенные по указке Джона Лассетера компьютерные мультфильмы В гости к Робинсонам и Вольт не оправдали коммерческих ожиданий (что в очередной раз доказывает: компьютерные технологии не гарантируют успех!), а про многострадальное производство картины Рапунцель , релиз которой должен был состояться ещё в 2007 году, впору роман писать!
Что касается Принцессы и Лягушки , знаменующей стремление компании Disney возродить рисованную анимацию, нельзя не признать, что первый же мультфильм эпохи Лассетера создан с коммерческим расчётом и в то же время строго в соответствии с личными пожеланиями главы студии. Компании Disney позарез нужна еще одна принцесса, и очень здорово, что она чернокожая, ведь игрушки и сопутствующие фильму товары покупают дети самых разных рас. Трудно сказать, был ли у Джона Маскера и Рона Клеменца, режиссеров Принцессы и Лягушки , настоящий выбор, когда решалось, чем именно они станут заниматься, возвратившись на студию Disney весной 2006 года. Зато известно достоверно, что проект Принцессы и Лягушки не был их идеей и ранее прорабатывался на студии Pixar, пусть и не был доведён до ума. Известно, что Маскер и Клеменц были вынуждены принять как должное распоряжения Джона Лассетера выбрать местом действия Новый Орлеан и привлечь к созданию звуковой дорожки Рэнди Ньюмана. Известно, что большинство художников, принимавших участие в работе над Принцессой и Лягушкой , не являлись постоянным сотрудниками Disney - они были наняты строго на один проект и уволены этим летом по завершении производства анимационной ленты.
Именно поэтому писать о том, что режиссёры увидели, что это искусство по-прежнему живо и способно тронуть сердца зрителей, поэтому взялись воссоздать традиционную технику диснеевской анимации деликатно и уважительно… , и о возвращении к рисованной анимации как о волшебном событии, значит откровенно кривить душой. Джон Лассетер попытался исправить грубейшие ошибки прежнего руководства Disney. Это прагматичное бизнес-решение, а отнюдь не волшебное событие. И напрасно составители официального пресс-релиза кокетливо пишут о вымершем жанре. Вместо этого, им следовало бы признать, что решение прежнего руководства Disney отказаться от производства рисованной анимации в 2002 году было чудовищной ошибкой, последствия которой сложно переоценить. Сколько замечательных историй не было рассказано за это время, сколько любимых персонажей не нашли свое место в зрительских сердцах, сколько судеб художников было порушено и сколько юных талантов не смогли себя реализовать. Полностью компенсировать этот ущерб невозможно, с ним придётся жить. И, наверное, Принцесса и Лягушка , на которой висит неподъемный груз диснеевского наследия (вдумайтесь, диснеевские художники сейчас вдохновляются не столько реальной жизнью, сколько старыми диснеевскими же мультфильмами!), не совсем тот проект, который пристало производить студии Disney в 21 веке. Но сняли именно Принцессу и Лягушку , потому что это беспроигрышный вариант. Без рисков!
А может это и хорошо? Может риски и не нужны? Может быть Принцесса и Лягушка - это шанс, который ни в коем случае нельзя упускать, потому что другого не предоставится? И начать рисковать уже на твёрдой почве успеха первого фильма? Может быть. Посмотрим. Пока же известно одно: студия Disney готовится к запуску в производство нового мультфильма о приключениях Винни-Пуха, по сравнению с Принцессой и Лягушкой очень и очень скромного. Без рисков!
Но Принцесса и Лягушка всё равно огромный и долгожданный подарок. Подарок поклонникам про-диснеевской анимации и подарок художникам, истосковавшимся по делу, которое получалось у них лучше всего. Именно поэтому я так или иначе благодарен Джону Лассетеру за то, что рисованная анимация вернулась на студию Disney, и восхищаюсь диснеевскими художниками, которые за относительно небольшие деньги и в условиях удлинённой (!) рабочей недели, стремились изо всех сил сделать Принцессу и Лягушку прекрасным фильмом.
Не было счастья, да несчастье помогло. Из-за шестилетнего перерыва выход нового диснеевского рисованного мультфильма снова стал Событием с большой буквы. Нельзя не признать, что зритель истосковался по старой доброй про-диснеевской анимации. Конечно же, найдутся те, кто скажет, что мол НОВАЯ диснеевская рисованная анимация уже не та, что прежде, но массовый зритель на мультфильм всё равно пойдет! Это уже очевидно, достаточно упомянуть об аншлагах на специальных предварительных показах, которые начались 25 ноября в Лос-Анжелесе и в Нью-Йорке. Всего два кинотеатра за первые пять дней проката собрали в копилку Принцессы и Лягушки более 1 миллиона долларов! Это гарантирует будущий успех в широком прокате.
И это потрясающе!

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

О кассовых сборах мультфильмов

Изучая различные аспекты про-диснеевской анимации, просто невозможно не коснуться темы кассовых сборов. При всей субъективности восприятия мультфильмов конкретными людьми, будь то кинокритики или о...

Предшественники Pixar

Сейчас может показаться, что своим становлением компьютерная анимация обязана исключительно Pixar. В самом деле, алгоритмы визуализации виртуальных объектов, разработанные пиксаровскими инженерами,...

Скрытый символизм в про-диснеевских мультфильмах

Обращаясь к теме этого материала, я вынужденно вступаю на территорию слухов и домыслов. Дело в том, что анализ сюжетов мультфильмов на предмет поиска скрытых символов в принципе неблагодарное дело,...

Аниматоры США: Новое

News image

Анимация США

Ни для кого не секрет, что США на данный момент является лидером современного кино - теле - рынка. Изучая прокатные сводки различных компаний большинства стран мира, несложно заметить: за последние ...

News image

Ральф Бакши как представитель контркультуры в анимации США

В новой статье из цикла «История и теория анимации США» мы познакомимся с одним из крупнейших американских мультипликаторов 70-90-х Ральфом Бакши. Создав свой уникальный художественный стиль, он при...

News image

Тэкс Эйвери – властелин анимационного движения

Сутью анимационного движения является некая его гиперболизация. Мультипликатор Тэкс Эйвери одним из первых достиг в этом максимального совершенства. Его изобретения в разработке гэгов и спецтитров в...

Реклама* !

Русская анимация:

Реалии и перспективы

News image

В кинопрокат и на телевидение в 2006-2007 году имеет реальные шансы попасть ряд российских анимационных проектов. Вы...

Что же не так с продюсерами

News image

Да, все не так. И сразу нужно отметить, что самыми проблемными являются два главных вида продюсеров – генеральный и исполнительн...

Фестиваль Крок показал, что представляет собой нынешняя российская анимация

News image

Наши зрители, которые видят по телевизору только классические советские мультфильмы, уверены в том, что российская анимация зако...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Обложки

Опубликованы обложки видеоносителей грядущего [повторного] платинового видеоиздания Белоснежки и семи гномов . На этот раз классический диснеевский...

News image

Дела кассовые

На повестке дня два вопроса. Во-первых, пора подвести предварительные итоги американского кинопроката последнего диснеевского мультфильма Братец Ме...

News image

Появление и популяризация жанра фэнтези

Что такое Фэнтези? Большинство авторитетных источников и словарей определяют жанр фэнтези как подвид фантастической литературы, который основывается н...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Вольт

Сразу скажу, что я ждал возможности увидеть Вольта в оригинальном качестве, то есть в цифровом стереоформате. На момент написания отзыва это было...

News image

Пчелиный метафоризм

Я уже писал о том, какое анимационное столпотворение ожидается в российском прокате в дни осенних школьных каникул. Понятно, что, если планы прокат...

News image

О Вольте

Сегодня в Америке в национальный прокат выходит Вольт, новый диснеевский компьютерный мультфильм. Стоит заметить, это долгожданный релиз. В последн...