Каталог мультфильмов:

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | 0

Несостоявшийся Дисней
Об анимации - Полнометражные мультфильмы
17.08.2011 07:13

несостоявшийся дисней

В настоящее время качественная полнометражная анимация меньше всего зависит от усилий одного человека. Требующая многомиллионных вложений и приложения талантов множества людей, она является корпоративным продуктом. Сейчас редкому режиссёру выпадает честь несколько раз выступить в своей роли, но даже, если такое случается, он почти никогда не бывает полностью свободен в самовыражении. О славе, подобной той, которой пользовалось имя Уолта Диснея, сейчас не может мечтать никто! Да и подобных успехов в рисованной анимации больше не добивался никто. И все-таки в истории классических мультфильмов по крайней мере у одного человека была возможность приблизиться к его имени, стать вторым Диснеем, причем даже не самим Уолтом, а тем почти мифологическим образом, который он оставил после себя.
В 1955 году на студии Уолта Диснея появился талантливый паренек по имени Дон Блат. С детства восхищенный диснеевскими картинами, превосходно рисовавший, он в качестве ассистента аниматора принял участие в работе над Спящей красавицей , но покинул студию, когда в работе наступил вынужденный перерыв. Блат не стал дожидаться возобновления производства и даже уехал из США. Молодой человек отправился в Латинскую Америку вести миссионерскую деятельность. Связывать свою жизнь с анимацией на тот момент ему не хотелось, хотя аниматор Джон Лоунсбери, под началом которого работал Блат, был восхищен его врожденным талантом к анимации.
Дон вернулся в самом начале 70-х годов, когда руководство Disney Productions впервые задумалось о том, что студии нужно полное обновление кадров. Большинство аниматоров уже состарилось, и было совершенно ясно, что ветераны скоро не смогут работать полный рабочий день. Компания начала постепенно набирать новичков. Одним из первых был повзрослевший и помудревший Блат. Будучи самым опытным, он немедленно начал работу над Робин Гудом . Но уже в 1972 году убедился, что диснеевской программы обучения аниматоров недостаточно, чтобы подготовить новое поколение к полностью самостоятельной работе. Желая освоить все околоанимационные профессии, Блат вместе со своими ближайшими коллегам решили создать собственный короткометражный мультфильм. Для этого они закупили поддержанное оборудование и ленты с мультфильмами Warner Bros..

В течение двух лет в свободное от работы время художники пытались освоить все стадии производства. Этот этап домашней работы не привел к созданию конечного продукта. Запланированный мультфильм не состоялся. Многие художники отказались от этой идеи и сконцентрировали свое внимание на студийной работе. Но упорные Дон Блат, Гари Голдман и Джон Померой продолжали свою независимую деятельность. Спустя полвека после того, как сам Дисней вместе с Юбом Айвериксом в гараже снимал свои первые мультфильмы, Блат и его друзья в другом гараже пытались возродить классический стиль анимации. В течение почти пяти лет они работали над учебной короткометражкой Банджо - котенок из поленницы .
Дело в том, что в 70-х годах диснеевская анимация становилась все более пресной и однообразной. Почти на всех этапах производства во главу угла ставилась экономия. Например, вторичное использование ранее созданного материала стало совершенно обычным делом. Забывались приемы и технологии, пылилось уникальное оборудование, былое качество стремительно терялось. Блата, который не прекращал работу на студии, это очень беспокоило, но бороться с этим он не мог, не хватало власти. В Спасателях (1977) Дон стал ведущим аниматором, в игровом фильме Драконе Пита (1977) занял кресло режиссера анимации, а вскоре стал режиссером короткометражки Один малый (1978) и мог резонно рассчитывать на ту же должность уже в новых полнометражных мультфильмах. И все же не в его силах было изменить политику студии.

И Блат ушел. Используя почти готовый Банджо как демонстрацию своих возможности, он и его друзья нашли инвесторов, которые помогли основать собственную студию. Еще на финальных этапах работы над Банджо многие диснеевские художники примкнули к команде Блата. И, когда пришло время решать с кем быть, ушли вместе с ним. На своей собственной студии Дон Блат решил создавать полнометражные картины, достойные классического наследия.
В свое время Дисней не смог бы так ярко выделиться среди других производителей анимации, если бы не занимался полнометражными картинами. Тем более что в области короткометражек Дисней потерял лидирующую позицию уже в начале 40-х годов, уступив ее конкурентам, которые отчаянно, но крайне изобретательно делали ставку на абсурд, гротеск и чёрный юмор. На их фоне диснеевские мультфильмы казались почти консервативными. Но на лидерство в полнометражной области не посягал никто! Со времен Макса Флейшера, который в начале 40-х годов снял две провальные полнометражные ленты, реальных конкурентов у мышиной фабрики не было. Стать настоящим соперником мог лишь другой Уолт Дисней.

Первым, кто решил посягнуть на диснеевскую монополию, стал Дон Блат. Впрочем, его целью была не попытка отнять скромный рынок традиционной анимации у студии, находящейся в глубоком застое. Главной задачей, которую Блат и его соратники поставили перед собой, было возрождение забытого качества, сохранение классической анимации как формы искусства и преуспевающей отрасли кинопроизводства.
С относительно небольшим бюджетом Дон Блат начал работу над своей первой полнометражной работой Секрет НИМХ по книге Роберта О'Браенна Миссис Фрисби и крысы НИМХ . Почему художники покинули благоустроенные офисы студии Disney Productions, чтобы работать, в том числе и внеурочно, в стесненных условиях студии Дона Блата? Потому что поверили амбициозному художнику, уверенному, что Секрет НИМХ возвестит Второй Золотой век анимации, а новая студия станет главным фактором в воскрешении этого искусства. И действительно жизнь в студии била ключом! Были заново открыты забытые приемы съемки, использована оркестровка цветов, применены оригинальные эффекты. Сам Блат, кроме режиссуры и продюсирования картины, написал сценарий, выполнил предварительную планировку всех сцен, лично нарисовал несколько эпизодов. Более того, параллельно с работой над НИМХ , Блат создал анимацию для двухминутной сцены в игровом фильме Зэнаду (1980). Студия нуждалась в деньгах, и эта щедро оплаченная работа пришлась очень кстати. Результатом интенсивного труда стала насыщенная цветом и движением трогательная мультипликационная история. Блат не забыл никого из сотрудников студии, перечислив их в конечных титрах мультфильма. В диснеевской студии это было большой привилегией и, как правило, даже ассистенты аниматоров ее не удостаивались.
Премьера Секрета НИМХ состоялась в июле 1982 года всего в 82 кинотеатрах. Дистрибьютор картины, компания MGM/UA, практически не занималась ее раскруткой, тем самым, провалив прокат. Мультфильм не стал хитом, но приобрел воистину культовый статус! Поклонники традиционной анимации и сейчас оценивают его очень высоко. Сам Дон Блат называет Секрет НИМХ своей лучшей и любимой работой. Но коммерческая неудача картины больно ударила по амбизиозному художнику. Если бы у Диснея не было успеха Белоснежки , возможно на полнометражной анимации можно было бы поставить крест. Так и для Блата создание второго мультфильма казалось невозможным.
Режиссер занялся анимацией для видеоигр, но полнометражные картины оставались его мечтой. И мечта осуществилась! Спустя пару лет Стивен Спилберг, очарованный Секретом НИМХ , предложил сотрудничество. Вторая картина Блата Американский хвост стала одним из первых проектов собственной производственной компании Спилберга Amblin Entertainment. Дон сумел создать самый мелодраматичный и трогательный мультфильм в истории! Ещё покидая Disney, он дал слово не снимать легкомысленные комедии и сейчас вкладывал всю душу в эмоциональную составляющую картины. Шестилетний Филлип Глассер, озвучивавший главного героя, маленького мышонка, быстро уставал и часто забывал свои слова. Каждую минуту записей Блат был рядом, поддерживая мальчика и терпеливо помогая ему. Кропотливый труд был оправдан. В 1986 году Хвост , прокатом которого занималась могущественная компания Universal Pictures, поставил рекорд кассовых сборов среди мультфильмов в премьерном прокате! Вскоре появившись на видео, хит разошелся двухмиллионным тиражом, что для того времени было невероятной цифрой!
Руководство компании Walt Disney Pictures, находившейся тогда в глубоком экономическом кризисе, было уверено, что у новых мультфильмов нет аудитории, ведь диснеевские проекты Черный котел и Великий Мышиный Детектив не добились успеха. Триумф Хвоста стал для компании раскатом грома посреди ясного неба! Прокатная политика Спилберга, сделавшего ставку на сотрудничество с производителями детских завтраков и игрушек, стала откровением для маркетологов Disney. Немедленно была начата активная работа сразу над двумя новыми мультфильмами Оливер и компания и Русалочка ! При этом руководству Disney удалось переманить на свою сторону несколько опытных художников Блата и заключить целую серию контрактов с промопартнерами. А Стивену Спилбергу была предложена совместная разработка масштабного проекта на основе уже несколько лет пылящегося в архивах сценария Кто подставил Кролика Роджера? . Результат стал историей. Новые диснеевские мультфильмы добились невиданных доселе побед!
Что касается Дона Блата, то для него успех стал ловушкой. Да, теперь у него была возможность создавать мультипликацию, однако инвесторы соглашались вкладывать средства только в создание поверхностных детских картин, копирующих Американский хвост . Очередная картина Земля до начала времен (1988), которую он снял в новой студии в Ирландии, повторила коммерческий успех Американского хвоста . Но она была, по сути, переосмыслением последнего.

На этом сотрудничество со Спилбергом было завершено, так как договориться о дальнейшей совместной работе над продолжением Американского хвоста не удалось. Следующие независимые картины Блата стали постепенно уступать диснеевским и в творческом, и коммерческом отношении. В 1992 году финансовые партнеры подвели его, и студия обанкротилась. Новые владельцы студии позволили закончить начатые проекты, но ни один из них не добился успеха в кинопрокате.
В 1994 году Дон Блат получил еще один шанс заняться полнометражной анимацией на новой студии Fox. Однако здесь он был лишен свободы выбора истории. Руководство Fox настояло на том, чтобы мастер снял Анастасию (1997), а после Титан: После гибели Земли (2000) в то время, как сам Блат хотел экранизировать историю аргонавтов и Дракулу . Но даже над навязанными проектами он работал с максимальной самоотдачей, почитая за счастье иметь возможность работать в любимой отрасли. Мультфильмы были сняты на относительно скромных (по сравнению с диснеевскими) бюджетах и в рекордно короткие сроки!

Анастасия принесла деньги, но Титан после бездарной раскрутки, проведенной менеджерами Fox, с треском провалился. Студия была распущена, а Дон Блат уволен. В настоящее время он не сдается и пытается найти инвестора, согласного финансировать его собственные проекты. Но уже совершенно ясно, что в современном Голливуде отчаянным мечтателям нет места.
Большая часть образа Диснея является легендарной. Компания, для которой торговая марка стала самым дорогим достоянием, приложила все усилия, чтобы создать великий миф об отце мультипликации. Возможно, не случаен тот факт, что до сих пор не снят фильм-биография об одном из самых известных людей века! Для настоящего же Уолта рисованная анимация была лишь инструментом, одним из способов воплощения мечты в реальность. Дисней был организатором, генератором идей и экспериментатором. Вдоволь наигравшись мультфильмами, он посвятил себя другим областями шоу-бизнеса: кино, телевидению, развлекательным паркам. Если бы Дисней дожил до появления компьютерной анимации, он без сомнений сделал бы свой выбор в ее пользу!
В свою очередь для Дона Блата традиционная анимация стала единственной страстью. Всю свою жизнь он посвятил ей! Не обделенный организаторскими способностями, он кроме этого великолепный художник, неплохой автор и даже композитор! На протяжении всей карьеры работа на износ была для него единственно возможной. Но в самые сложные времена Блат старался не терять связи со зрителем. В 80-е годы он нередко вступал в переписку с фанатами его мультфильмов, кроме этого осуществлял специальную рассылку для них, в которой он и его коллеги рассказывали об истории анимации и планах студии. В конце 90-х годов увидел свет журнал Блата ToonTalk и доброжелательный сайт в Интернет, на котором каждый желающий может получить уроки анимации. Воистину, во многом этот человек представляет собой олицетворение того образа, которым Диснея наделили лишь посмертно

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Этапы производства традиционных мультфильмов

Скорее всего, мало кто представляет себе всю сложность создания качественного полнометражного мультфильма. Если вдуматься, то это чудо, что полнометражные анимационные ленты вообще удается снять. Но...

Компьютерная полнометражная анимация. Путь к успеху. Часть 4

Создание второго после Динозавра собственного компьютерного мультфильма оказалось непосильной задачей для Disney. Причём проблема была не столько в технологических трудностях, сколько в самой орг...

Почему традиционные мультфильмы перестали пользоваться успехом?

В связи с поразительными успехами в прокате мультфильма В поисках Немо , многие и многие поклонники традиционной анимации задаются вопросом, почему же, в отличие от трехмерных картин, рисованные л...

Аниматоры США: Новое

News image

Принципы диснеевской анимации

Принципы диснеевской анимации, полученные практическим путем, исходя опыта конкретной повседневной работы, оказались настолько эффективными, что их изучение стало обязательным сначала для аниматоров...

News image

Развитие полнометражной анимации США: широкая дорога смелых одиночек. Уолт Дисней (начало)

Полнометражные анимационные произведения США устойчиво ассоциируются с одной студией Уолта Диснея. Странно, ведь при тех возможностях, которые дает язык анимации, можно создавать удивительно выразит...

News image

Современная анимация США: возвращение сериальных героев на большой экран (Часть 2)

В очередной статье из цикла «История и теория анимации США» мы продолжим рассматривать важный момент эволюции сериального экранного мультгероя, а именно его возвращение на большие экраны. Во второй ...

Реклама* !

Русская анимация:

Советская мультипликация: операторы

News image

При съемках мульфильма – все, как в большом кино: и камера, и те же способы (наезд, отъезд, крупный план), и свет, и движение фо...

Советская мультипликация

News image

В период своего расцвета советские мультипликационные студии показали, что могут сделать талантливые люди под руководством не ме...

Недалекое будущее

News image

В том случае, если общая ситуация останется такой, какая она есть в настоящий момент, на чудесное появление индустрии анимационн...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Номинанты Энни

На днях Международное общество анимационных фильмов опубликовало список номинантов на премии Энни за 2003 год. Энни - одна из самых престижных и...

News image

Платиновый Пиноккио

Уже в продаже платиновое DVD издание Пиноккио . Разумеется, знаменитый мультфильм 1940 года ранее выходил у нас на лицензионном DVD. Более того, ло...

News image

Компания Disney и «Первый канал» сделают новогодний подарок

В программу войдут: классическая рождественская история «Микки: Однажды под Рождество» (в 07:40), анимационный фильм-концерт «С Рождеством от всего ...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Рекомендую посетить!

На редкость удивительное событие произошло 4 августа на официальном сайте российского офиса Disney. В рамках портала был запущен информационно-разв...

News image

Красавица и Чудовище в стерео

Компания Disney уже успела зарекомендовать себя самым активным игроком в деле популяризации трёхмерного (стерео) цифрового кино. Валл-и , скорее вс...

News image

Щелкунчик. Рецензия

Помнится, на заре становления молодого российского кино было модно снимать фильмы о той счастливой России, которая была потеряна в бурях Октябрьско...