Перекраивая классику. Часть 1. Красавица и Чудовище
Об анимации - Отзывы о мультфильмах
17.08.2011 07:14

перекраивая классику. часть 1.  красавица и чудовище

Это началось в конце 90-х годов. Конечно, попытки улучшить мультфильмы, уже ставшие классикой, предпринимались и раньше, однако идея не просто отреставрировать, но добавить новую анимацию, исправить старые ошибки, а после сорвать куш впервые воплотилась в жизнь только в случае картины Красавица и Чудовище .
Этот легендарный мультфильм собирались выпустить в повторный прокат ещё в 1998 году одновременно с Принцем Египта от DreamWorks. Но после того, как Русалочка , стартовавшая в 1997 году в противовес Анастасии , не совсем оправдала ожидания руководства Disney, с повторным релизом Красавицы предпочли не торопиться, а лучше как следует подготовиться и создать новую специальную версию картины. В новое издание решили включить дополнительную пятиминутную сцену, в которой обитатели замка приводят его в порядок и поют песню Human Again .
Та композиция была написана Говардом Эшманом и Аланом Менкином ещё в конце 80-х годов, но в оригинальный вариант 1991 года ни песня, ни соответствующая сцена не вошли. Тогда эпизод даже не был обращён в форму анимации, оставшись лишь в виде сценарной раскадровки. Чтобы в конце концов закончить этот эпизод, в конце 1997 года продюсер Дон Хан (Don Hahn) и режиссёры Гэри Троуздэйл (Gary Trousdale) и Кирк Уайс (Kirk Wise) вновь собрали актёров, занимавшихся озвучкой оригинального мультфильма. Не так давно они участвовали в озвучивании недорогого проекта Красавица и Чудовище: Зачарованное Рождество , который был создан в Канаде специально для видеопроката. Поэтому пригласить их в очередной раз было несложно. Сложнее было привлечь к работе диснеевских аниматоров, тем более тех, что ранее работали над основными персонажами мультфильма. А сделать это было необходимо, иначе разница в качествах новой и старой анимации стала бы слишком очевидной.
Но летом 1998 года и это было сделано! Анимацией эпизода Human Again занялись аниматоры диснеевской студии во Флориде, которые толко что закончили работу над Мулан . Оригинальные аниматоры Красавицы и Чудовища Фил Янг (конь Филипп), Дэвид Пруиксма (чайник Миссис Поттс) и Ник Раниери (канделябр Люмьер) были заняты на создании Королевства солнца , но, когда производство последнего было временно приостановлено, вернулись к своим старым ролям. Не удалось заполучить лишь Уилла Финна (Люмьер), который в это время работал на DreamWorks. По новому плану Красавица и Чудовище должен был появиться в кинотеатрах в конце 1999 года, но и на этот раз релиз был отложен, так как в это время стартовал новый мультфильм Фантазия 2000 , успех которого вдохновил авторов Красавицы на перевод новой версии фильма в формат Imax.
Реализация нового замысла потребовала ещё года работы. Были переработаны все кадры до единого. Почти 200 планов потребовали дополнительной анимации, эффектов, уточненных фоновых декораций и других деталей. В целом обновление сказки, выполненное силами студии во Флориде, обошлось всего в $3 млн. Так что, если не с художественной, то, по крайней мере, с экономической точки зрения этот проект по идее был беспроигрышным. Неудивительно, что по окончании реставрации Красавицы и Чудовища к Imax прокату стали готовить еще и Король-Лев . Также всерьёз задумались о выпуске в Imax Аладдина и Русалочки . Впрочем, последняя оказалась под вопросом, так как была снята до перехода на цифровые селы. Вопрос был только техническим. Так Фантазия 2000 включала в себя классический эпизод Ученик волшебника , снятый в конце 30-х годов на обычную киноплёнку. После переноса на сверхширокий носитель формата Imax изображение закономерно исказилось. Специалисты Disney сделали всё, что могли, но картинка полноценно чёткой и резкой так и не стала. Напротив, Красавица и Чудовище была одним из первых мультфильмов, снятым без кинокамеры в памяти компьютера. Все цифровые селы картины были сохранены на нескольких тысячах магнитных лент, а позже скопированы на 9000 компакт-дисков (между прочим это более 2 терабайт!).
И вот 1 января 2002 года Красавица и Чудовище , теперь уже 81 минутная картина (не считая финальных титров), вновь появилась на киноэкранах. Производственные затраты окупились за первую же неделю! А всего за год проката мультфильм собрал $25,5 млн в США и $5,5 млн в мире. И всё же руководство Disney было немного разочаровано, учитывая гигантские средства, выделенные на раскрутку новой версии. В США Красавица и Чудовище прокатывался на 68 больших экранах (против 54 у Фантазии 2000 ), однако совокупные сборы примерно соответствовали показателям повторного проката Русалочки . Возможно, если бы Красавица и Чудовище прокатывался в обычных кинозалах, результаты были бы более впечатляющими.
И всё-таки, если сам по себе повторный прокат фильмов, ставших классикой, можно было только приветствовать, то изменение оригинальной картины однозначной оценке не поддавается. Сложно сказать, украсил или наоборот испортил мультфильм краеугольный дополнительный эпизод? Безусловно, забавный и прекрасно снятый, он, тем не менее, всё-таки прерывает и растягивает основную линию повествования, выглядит, как рекламная пауза. С другой стороны, интересно, что, уделив большое внимание детализации размытых и неразборчивых элементов в оригинальном изображении, авторы специального издания Красавицы и Чудовища не посчитали нужным исправить такие недочёты первоисточника как бледное цветовое решение некоторых сцен и избыточную резкость контурных линиях. И это совсем неплохо! Пусть новые поколения поклонников диснеевской анимации увидят классическую картину такой, какой она была в момент своей премьеры при всех своих достоинствах и недостатках.
В целом можно сказать, что переиздание Красавицы и Чудовища стало интересным и смелым экспериментом, вполне безобидным на фоне жестокой цензуры, которой летом 2000 года подверглись диснеевские пакетные мультфильмы. Тогда на видео были выпущены, так называемые, новые версии этих картин 40-х годов. Новизна заключалась в полном удалении эпизода Мартины и Кои из мультфильма Развесели меня! . В этом эпизоде в сатирической форме рассказывалось о военном противостоянии двух семей. Диснеевские цензоры узрели в этой истории не только избыток насилия, но и откровенную сексуальность. Из другого эпизода этой картины 1946 года, а также из мультфильмов Время мелодий и Привет, друзья! были исключены сцены с участием индейцев и курящими персонажами. Всё это обозвали Золотой коллекцией ! Наверное, Красавица и Чудовище устарела не настолько, чтобы в ней узрели неполиткорректность.

Как известно, бум традиционной анимации в США, которым охарактеризовалась вторая половина 90-х годов, после ряда катастрофических провалов новых мультфильмом в настоящее время сошёл на нет. Нельзя не отметить, что провалился и ряд крупнобюджетных европейских рисованных мультфильмов, например Корто Малтезе (Франция, 2001). Неудивительно, что сейчас мало кто хочет вкладывать сколь-нибудь значительные средства в традиционную анимацию. И поэтому непостижимым с рациональной точки зрения является тот факт, что в нашей стране рисованные мультфильмы переживают второе рождение!
Но может быть это отрадное явление? Разве плохо, если российский зритель будет иметь возможность посмотреть достойную отечественную кинопродукцию. Нет, не плохо, замечательно, но достойную ли продукцию предлагают нам новоявленные независимые студии анимации? Первой ласточкой волны новых русских мультфильмом стал Карлик Нос , созданный силами студии Мельница , и вызвавший определенный резонанс в общественном мнении. Посмотрел этот мультфильм и я, после чего не мог удержаться и не написать на него рецензию. И вот, что получилось...


Некоторое время назад в кинотеатре Киносфера мне довелось посмотреть новый отечественный мультфильм Карлик Нос . Вообще я не собирался на него, потому как мало что от него ожидал. Но так получилось, что в кинозале был специальный день семейного кино, по случаю которого билеты стоили по 50 рублей. Я подумал, почему бы и нет? Лучше уж в кино, чем на видео. И решился.
Сказать, что я разочаровался, значит ничего не сказать. Я был в шоке! Такого отстоя я давно не видел! Первое же движение на экране - бег главного героя по поляне - стало откровением. Герой не бежал, а просто мельтешил ногами, передвигаясь по экрану неестественно быстро! Дальше больше. Лица героев в картине почти неэмоциональны, черты их физиономий порой передвигаются, не чувствуя связи друг с другом. Сам дизайн персонажей банален и скучен! Лишь гусыня нарисована приемлимо, да оживленный монстр в фантазиях главной злодейки (хотя не покидает ощущение, что он срисован с одного из Титанов диснеевского Геркулеса ).
Но не буду очень придираться к анимации. В конце концов народ торопился, работы было много (причем явно рутинной, так как действия героев совершенно не интересны), опыта, видимо, вообще нет. Вспомните Тайну третьей планеты . Разве там была потрясающая анимация? Тоже ведь ничего особенного (помню звезды, просвечивающие сквозь космические корабли). Поэтому перейду к сюжету и режиссуре!
Начать нужно с режиссуры, которая в мультфильме бездарная! Именно из-за нее создается впечатление тягомотины, тоски и скуки. Большая часть мультфильма лишена музыкального сопровождения, не имеет ритма, минимального саспенса, элементарного деления на завязку и развязку - все сделано в одном тоскливом и наигранном темпе. Наши мультфильмы всегда славились юмором. В Карлике Носе зрителю предлагается лишь набор тумаков и пинков, над которыми мы по идее должны смеяться.
Сюжет тоже оставляет желать лучшего. Особенно поражает глупость развязки. Всесильная злодейка, почерпнувшая свой колдовской талант из книги в королевской библиотеке, оставляет эту книгу в конце концов на той же полке, где она и была. Притом, что в этой книге записан способ убить эту самую злодейку. А что же это за способ? Вы не поверите! В зашифрованном виде там написано, что нужно взять любой одуванчик и сжечь его на солнце! Когда Якоб (Карлик Нос) делает это, замок колдуньи разрушается, а сама она умирает.
Теперь к музыке и озвучке. О чем песни не догадается никто! Ещё бы, ведь стихи совершенно невменяемые! Музыка же больше напоминает какофонию из разных звуков синтезатора, четких мелодий нет вообще! Озвучка героев тоже слабенькая. Неужели сложно было на озвучивание главных героев (а это дети) пригласить детей же??? Почему опять взрослые актеры ломают свои голоса, чтобы изобразить детишек?
Что же остается в итоге? Только компьютерные спецэффекты. Ну к трехмерным фонам трудно придраться. Они красивы, только вот не сочетаются с анимацией, созданной в дешевом пакете Animo. Но даже в технических деталях наши спецы со студии Мельница показали свою некомпетентность. Представьте себе, в солнечный день, тени героев подчас пересекаются, создавая зоны повышенной затененности!!! У нас что два солнца? Как тени могут пересекаться? Иду дальше. В замке на стенах висят светильники, в которых горит огонь (это не эффект Combustion из 3D Studio Max случайно?). Языки пламени, закручиваясь, поднимаются вверх, а затем, точно так же закручиваясь, возвращаются на свое место! :)) Это даже забавно! Художники взяли файлы с горящим пламенем и зациклили их. Они воспроизводятся сначала в одну сторону, а потом в обратную! Кошмар!
Очень показательной была реакция зала на происходящее на экране. Было много детей, причем очень маленьких. Некоторые родители притащили двух-трехлетних малышей!!! Они не могли высидеть, ёрзали, чавкали и даже плакали. Самим взрослым высидеть было не легче. Мультфильм по-настоящему утомлял! Сейчас я не могу без смеха читать рецензии на диснеевские мультфильмы на западных сайтах, в которых пресытившийся народ говорит, что Disney создает штампованный, однообразный, некачественный продукт . Видели бы они наш Карлик Нос ! Грустно признавать, но в Карлике Носе по-моему вообще нет ни одного светлого пятна!



Свой отзыв о мультфильме я решил преподнести создателям Карлика Носа и опубликовал его на форуме официального сайта картины. Мое мнение не осталось не замеченным. Я получил довольно конструктивный (по пунктам) ответ людей, принимавших участие в создании мультфильма. Итак, ответ:


>Ну к трехмерным фонам трудно придраться.
Спасибо за комплимент, в Карлике практически нет 3D фонов. Если фоны воспринимаются как 3D , то фоновщики и мы (композеры и CG artists) дурили зрителя качественно. Да здравствует качественный фейк !
>созданной в дешевом пакете Animo CAS* Animo никогда не был дешевым пакетом . К Карлику он отношения не имеет (он сделан в аналогичном софте от дешевой конторы Softimage :)). Пакет не имеет значения, это всего лишь автоматизированный мультстанок. Персонажи не создаются в пакете , а рисуются художниками. Компьютеры - дерьмо, но они, в случае прямых рук и трезвого рассудка иногда сильно упрощают работу.
>тени героев подчас пересекаются, создавая зоны повышенной затененности!!!
Cогласен, это плохо. В силу ряда причин (в первую очередь довольно жестких временных рамок) приходилось идти на некоторые технологические компромиссы.
>это не эффект Combustion из 3D Studio Max случайно? Нет.
>Художники взяли файлы с горящим пламенем и зациклили их Вы внимательный зритель :) Обычно такие вещи видит только профессионал. Даже в высокобюджетных фильмах можно найти подобного рода артефакты , кстати покадрово смотрят кино только маньяки вроде меня или моих коллег :) Через человека, который (вернее, которая :)) сделала эту сцену проходило по полтора-два десятка сцен в день, поэтому подвал , конечно, посыпал голову пеплом, но, поймите, уважаемый, все мы люди и от ошибок не застрахованы...


* - Мне следует пояснить, что абревиатура CAS означает - Computer Animation System.
Позже создатели Карлика все же признали, что в мультфильме использовались трехмерные фоны в нескольких сценах. Кроме того, трехмерными были доспехи, которыми колдунья соблазняла главного героя, двери внутри замка, книга и многое другое...

Напоследок хочу отметить несколько фактов, связанных с приемом Карлика Носа в России (предполагается, что лента появится и в иностранном прокате):

- Авторы мультфильма утверждали, что Карлик Нос - первый отечественный полнометражный мультфильм, удостоенный кинопроката. Однако, известно, что Тайна третьей планеты (1981) тоже прокатывался и не один год. Правда продолжительность Тайны составляла порядка 45 минут.
- В российском кинопрокате в 2003 году мультфильм с бюджетом порядка $3 млн.(запускался с бюджетом в $1,6 млн) собрал $0,6 млн.
- После появления на видео картина 20 недель не покидала двадцатку лидеров продаж лицензионного видео.
- Карлик Нос получил несколько наград международных фестивалей детских фильмов (в основном призы детских жюри) и приз фестиваля русских фильмов в Выборге Окно в Европу за лучшую (!) анимацию.
- В сентябре 2003 года Карлик Нос был показан на телеканале РТР в рамках программы Спокойной ночи, малыши! .
- В Интернет нет ни одного сайта фанатов Карлика Носа .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Диснеевские клоны. Часть 3 (Специальная)

Резонанс, который вызвали опубликованные осенью 2005 года материалы из серии Диснеевские клоны , показал, что тема клонирования в про-диснеевской анимации не только очень интересна, но еще и досто...

Беседа с Сашей Дороговым. Часть 2

Владимир [в частности] спрашивает, делалось ли это из экономии или из-за того, что человеческих персонажей трудно рисовать? САША: Человеческих персонажей действительно очень трудно рисовать, осо...

Готовьтесь пройти по доске!

Итак, вы хотите заниматься анимацией! Вы молоды, талантливы, целеустремленны и амбициозны. Вас не пугает дефицит денежных средств, людских ресурсов, материальной базы, средств распространения и вооб...

Аниматоры США: Новое

News image

Истоки анимационных сериалов США: от комикса к экрану

Анимационная продукция США, несмотря на все свое многообразие по стилю, жанру и целевой аудитории, практически не обладает штучным, единичным продуктом в области короткометражной анимации. Другими с...

News image

Ральф Бакши как представитель контркультуры в анимации США

В новой статье из цикла «История и теория анимации США» мы познакомимся с одним из крупнейших американских мультипликаторов 70-90-х Ральфом Бакши. Создав свой уникальный художественный стиль, он при...

News image

Как медвежонок из далекой канадской провинции Онтарио стал самым знаменитым медведем на свете

24 августа 1914 года поезд, двигавшийся на восток Канады, остановился у небольшой станции в провинции Онтарио и его пассажиры увидели охотника с маленьким бурым медвежонком. Малышка приглянулась лей...

Реклама* !

Русская анимация:

Реалии и перспективы

News image

В кинопрокат и на телевидение в 2006-2007 году имеет реальные шансы попасть ряд российских анимационных проектов. Вы...

Предложения

News image

Первое предложение – не собираться по поводу спасения анимационной индустрии гуртом, ибо ничего кроме гвалта слышно не будет. Ни...

Российская мультипликация сегодня

News image

В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса») и раз в два года международный фестиваль мультипл...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Мульттолкучка

Журнал Кинобизнес Сегодня пролил свет на детали кинопрокатов мультфильмов, стартующих в канун осенних каникул. Я уже упоминал, что в эти дни на экр...

News image

Симпсоны крушат рекорды!

Праздник на улице поклонников рисованной анимации! На киноэкраны Америки (и совсем скоро у нас) выходит полнометражная версия культового мультсериал...

News image

Вампиры бывают кусачими!

Я намеренно не торопился с объявлением результатов старта Вольта в США. Диснеевский мультфильм и очередная серия Бондианы шли ноздря в ноздрю , и ...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Шрек навсегда

Во времена, когда так много фильмов смотрятся устаревшими, он выглядит новым, свежим и остроумным , Это не мультфильм ваших бабушек и дедушек! , ...

News image

Зачарованная

Весной 1984 года компания Disney очаровала Америку осовременненной историей Русалочки в первом фильме новой мышиной киностудии Touchstone Pictures,...

News image

Истории игрушек

Буквально через несколько дней, 2 октября (в России на 1 день раньше) на мировые экраны вернутся герои цикла История игрушек от студии Pixar. Дил...