Советская мультипликация: операторы
Об анимации - Русская анимация
17.08.2011 07:21

советская мультипликация: операторы

При съемках мульфильма – все, как в большом кино: и камера, и те же способы (наезд, отъезд, крупный план), и свет, и движение фона, и перспектива в кадре... Наш очередной выпуск из серии «Кто есть кто в советской мультипликации» посвящен операторам.

Вместо предисловия. Создание мультипликации - длительный, трудоемкий процесс. Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков.


Далее все это передается режиссеру-мультипликатору, который распределяет сцены между художниками-мультипликаторами. Каждый из них отвечает за основные положения персонажей в сцене. Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы. Другие художники готовят фон, на котором разворачивается действие. Контурные рисунки передаются для окраски, переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. В том случае, если используется цвет, он наносится на обратную сторону пластинок. Затем оператор по-кадрово фотографирует рисунки при помощи специальной камеры. Наконец, с изображением синхронизируется звук.

Есть и другая техника - кукольная анимация. По популярности она уступает рисованной мультипликации. Кукла располагается прямо перед камерой и фотографируется по-кадрово, причем каждый раз в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при последующей проекции создавалась иллюзия движения.

Легенда – Михаил Друян

Михаил Захарович Друян - легенда мировой мультипликации. Практически каждый третий советский мультфильм снял он. Главный оператор «Союзмультфильма» в течение нескольких десятилетий, человек по прозвищу «Малый ВГИК». Его комната на студии стала музеем еще при жизни мастера, туда водят экскурсии.

Михаил Друян родился 17 октября 1911 года в Харькове. Подростком он один, без всяких средств к существованию, приехал в Москву. Был беспризорником. В 1932 году судьба привела его на студию «Воентехфильм». Его родственник работал в секретариате Крупской, а та участвовала в организации студии. Друян устроился помощником оператора в мультипликационный цех. Он снимал первые советские черно-белые мультфильмы, в основном агитационного свойства. Крупская искренне полагала, что детям не нужны волшебные сказки, а нужна пропаганда в доступной форме и научно-популярные рассказы по истории и технике.

Первой заметной работой Михаила Друяна стали анимационные титры к музыкальной комедии Григория Александрова «Веселые ребята» (1934). Начало было успешным: режиссер долго жал руку, а Любовь Орлова чмокнула молодого человека в щечку.

В 1936 году, пройдя отборочную комиссию, которую возглавлял режиссер Иван Иванов-Вано, Друян стал оператором только что открывшейся студии «Союзмультфильм».

С началом войны сотрудникам студии давали бронь. Однако в 1941 году Михаил Друян добровольцем ушел на фронт, воевал в составе Отдельного мотострелкового батальона особого назначения. Его база была на стадионе «Динамо», состав набирали в основном из спортсменов и готовили для заброски в тыл врага. В Москву Друян вернулся только в декабре 1945 года.

По возвращении Михаил Захарович вновь начал работать на «Союзмультфильме» - на студии, которой он оставался верен всю свою жизнь. Он работал практически со всеми ведущими режиссерами-мультипликаторами страны, сняв в общей сложности свыше трехсот фильмов.

Среди них ставшие классикой отечественной мультипликации фильмы «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева» Льва Атаманова; «Сказка о рыбаке и рыбке» Михаила Цехановского, «Приключения Буратино», «Конек-Горбунок» Ивана Иванова-Вано, «Малыш и Карлсон» Бориса Степанцева, «Винни-Пух и день забот» Федора Хитрука, «Жил-был пес» Эдуарда Назарова.

От первого лица: «Я на студии проработал пятьдесят лет. Операторов-мультипликаторов нигде не готовили, они вырастали из наших ассистентов. Молодые режиссеры, как приходили, просились со мной работать. Это, может, и нескромно… Но я, правда, много тогда снимал; я и не знал уж, где дом у меня. Скорей на студии, чем в Тарасовке (мы в Тарасовке тогда жили). И я часто ночевать оставался. Мне жена (она тоже на студии работала) приспособила на столе подушку, чтобы, когда много работы, я не уезжал».

Любой рассказ Друяна, любое интервью о тонкостях ремесла обязательно сворачивалось на то, какие замечательные люди с ним работали! Друян о каждом говорил хорошо, припоминал знаки внимания и любви, полученные в разное время от режиссеров и художников. В конце жизни его до слез трогало внимание коллег: студия еле выживает, а его не забывает.

От первого лица: «В мультипликации вообще нет этого - зависти, вражды. Все друг за друга переживают, все любят друг друга. Если в игровом кино, допустим, случается конкуренция, ревность, то здесь… Мультфильм же не сделаешь, если плохая атмосфера. На «Союзмультфильме» все друг за друга были горой».

Это верно. И потому «Союзмультфильм» был, пожалуй, единственной в Союзе студией, где давали реализоваться нестандартно мыслящим людям. Спасли единственную копию запрещенной и уничтоженной «Стеклянной гармоники» Хржановского и дали ему снять пушкинскую трилогию. Давали сценарную работу полуопальным Остеру и Успенскому. С первых, еще совместных работ признали гениальность Норштейна.

В 1975 году Михаил Друян был удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР. Михаил Друян работал до середины девяностых годов! Одним из его последних фильмов стал «Полифем, Акид и Галатея» (1996) режиссера Анатолия Петрова, снятый по мотивам древнегреческих мифов.

Когда ему говорили, что в Америке он давно бы был миллионером, Михаил Захарович отвечал: «Знаете, я и так доволен. Я теперь убедился: эти фильмы будут очень долго. Я умру, а дети смотреть будут то, что мы сделали. И дети детей тоже».

После перенесенного в 1996 году инсульта оператор уже не смог продолжать работу и был вынужден оставить мультипликацию. Умер Михаил Захарович Друян 7 июля 2000 года. Итог его работы в мультипликации подвел режиссер Федор Хитрук: «Такое количество фильмов, которое снял Михаил Друян, не осилил ни один оператор мира».
По ту сторону кадра

Обычный мультфильм длится около десяти минут. На его создание уходит в среднем около девяти месяцев. Это неудивительно, ведь для рисованного мультфильма необходимо изготовить, прорисовать на целлулоиде и залить краской около 15 тысяч рисунков. Работа над кукольным мультфильмом требует не меньше сил: один только поворот головы куклы снимают по три-четыре часа.

Как правило, у каждого кукольного персонажа несколько «двойников». Если по сюжету у героя меняется выражение лица, то чаще всего меняется и само лицо вместе с головой. Для крупных планов кукол изготавливают отдельно.

Главное в мультфильме – движение. Как кукла движется в кадре? У каждой из кукол в ногах есть дырочки, с помощью которых они прикрепляются к пенопласту. Чтобы снять шаг куклы, нужно чуть-чуть, буквально на три-четыре миллиметра, передвинуть ногу, закрепить её, снять кадр, потом снова передвинуть на такое же расстояние, закрепить, снять второй кадр и так далее.

В глазки кукол вставляют крошечные булавочки, с помощью которых зрачки будут двигаться. Веки куклам делают из пластилина. Выразить гнев кукольному герою помогут запасные брови домиком. Если по сюжету волосы куклы должны развеваться на ветру, в каждый волосок вставляется тоненькая проволока.

В мультфильме работает удивительное правило: чем условнее мир, тем более натурально он выглядит на экране. Часто в анимации используют театральные ходы и уловки. Например, чтобы показать, что действие происходит на городской улице, бывает достаточно декорации фасада одного дома. Порой простые тюлевые занавески, которые в кукольном мультфильме изображают листву осеннего сада, выглядят естественнее, чем смотрелись бы натуральные листья. Роль снега обычно играет соль, крахмал, синтепон. Дождь используется из рисованных мультфильмов, просто рисунки дождя накладывают на пленку с кукольным фильмом.

Чтобы показать ветер, на стекло перед камерой кладется синтепон или просто кусок ткани, потом резко вынимается – и на пленке остается запечатленным какое-то внезапно промелькнувшее движение. Птички и комарики летают в кукольном мультфильме с помощью лески. В прежние времена леску приходилось закрашивать специальной краской, теперь её убирают с помощью компьютера.

Сегодня все в мультипликации по-другому: художники называются аниматорами, метод «эклера» и покадровую съемку заменил трехмерный компьютерный формат. Прежде, чем выпустить мультфильм на большой экран организуются тестовые просмотры. Но и самое главное отличие: мультфильм уже не просто мультфильм, он – продукт, и непременно должен собрать кассу! Но почему-то мы все равно включаем неформатные сегодня кассеты VHS и смотрим, смотрим мультфильмы нашего детства…

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Компьютерная графика в полнометражной про-диснеевской анимации. Часть 2

Во второй половине 90-х годов компьютерная анимация стала непременным атрибутом всех больших анимационных проектов, появляясь теперь и в европейских, и в японских мультфильмах. Технологии усовершен...

Самые сложные персонажи!

Как известно, начиная с конца 80-х годов диснеевские студии (а после и многие другие) стали придерживаться практики привязки аниматоров к конкретным персонажам. Теперь аниматоры делили между собой н...

15 лет Кошмару перед Рождеством !

Много ли вы знаете диснеевских мультфильмов 1990-х годов, для которых не было снято ни одного продолжения? На самом деле, если не считать Геркулес , для которого был снят мультсериал-предыстория и ...

Аниматоры США: Новое

News image

Развитие полнометражной анимации США: широкая дорога смелых одиночек. Уолт Дисней (начало)

Полнометражные анимационные произведения США устойчиво ассоциируются с одной студией Уолта Диснея. Странно, ведь при тех возможностях, которые дает язык анимации, можно создавать удивительно выразит...

News image

Тэкс Эйвери – властелин анимационного движения

Сутью анимационного движения является некая его гиперболизация. Мультипликатор Тэкс Эйвери одним из первых достиг в этом максимального совершенства. Его изобретения в разработке гэгов и спецтитров в...

News image

Процесс «сериализации» американской анимации

Мы продолжаем публикацию статей об анимации США — лидере современного кино - теле - рынка. Сегодня мы рассмотрим, с чего начался и как развивался процесс сериализации американской анимации, какие ос...

Реклама* !

Русская анимация:

Зоопарки и заповедники для редких видов искусства

News image

Этого странного вопроса о том, нужно ли государству поддерживать культуру вообще и анимацию в частности, не может и не должн...

Недалекое будущее

News image

В том случае, если общая ситуация останется такой, какая она есть в настоящий момент, на чудесное появление индустрии анимационн...

История русской анимации

News image

Первым русским мультипликатором был Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насек...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Официальные сайты

В течение последних недель в Интернет появились обновленные версии официальных сайтов мультфильмов. В частности наконец-то появилась возможность оц...

News image

Шрек 2 на подходе

Нет никаких сомнений, что 2004 год будет вписан в историю компьютерной анимации, как дата вступления этого вида искусства в новую эпоху. К настояще...

News image

Симпсоны крушат рекорды!

Праздник на улице поклонников рисованной анимации! На киноэкраны Америки (и совсем скоро у нас) выходит полнометражная версия культового мультсериал...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Астерикс и Викинги

Согласно данным журнала Кинобизнес сегодня, Любопытный Джордж стартовал в российском прокате неудовлетворительно. Появившись на 50 экранах, мультф...

News image

Про диснеевские сиквелы

Как известно, Уолт Дисней всегда настороженно относился к сиквелам. При его жизни мышиная фабрика не выпустила ни одного полнометражного продолжения...

News image

Перекраивая классику. Часть 2. Король-Лев

Через год после выпуска Красавицы и Чудовища в кинотеатрах формата Imax, подобной чести удостоился и самый прославленный диснеевский мультфильм К...