Советская мультипликация: операторы
Об анимации - Русская анимация
17.08.2011 07:21

советская мультипликация: операторы

При съемках мульфильма – все, как в большом кино: и камера, и те же способы (наезд, отъезд, крупный план), и свет, и движение фона, и перспектива в кадре... Наш очередной выпуск из серии «Кто есть кто в советской мультипликации» посвящен операторам.

Вместо предисловия. Создание мультипликации - длительный, трудоемкий процесс. Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков.


Далее все это передается режиссеру-мультипликатору, который распределяет сцены между художниками-мультипликаторами. Каждый из них отвечает за основные положения персонажей в сцене. Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы. Другие художники готовят фон, на котором разворачивается действие. Контурные рисунки передаются для окраски, переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. В том случае, если используется цвет, он наносится на обратную сторону пластинок. Затем оператор по-кадрово фотографирует рисунки при помощи специальной камеры. Наконец, с изображением синхронизируется звук.

Есть и другая техника - кукольная анимация. По популярности она уступает рисованной мультипликации. Кукла располагается прямо перед камерой и фотографируется по-кадрово, причем каждый раз в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при последующей проекции создавалась иллюзия движения.

Легенда – Михаил Друян

Михаил Захарович Друян - легенда мировой мультипликации. Практически каждый третий советский мультфильм снял он. Главный оператор «Союзмультфильма» в течение нескольких десятилетий, человек по прозвищу «Малый ВГИК». Его комната на студии стала музеем еще при жизни мастера, туда водят экскурсии.

Михаил Друян родился 17 октября 1911 года в Харькове. Подростком он один, без всяких средств к существованию, приехал в Москву. Был беспризорником. В 1932 году судьба привела его на студию «Воентехфильм». Его родственник работал в секретариате Крупской, а та участвовала в организации студии. Друян устроился помощником оператора в мультипликационный цех. Он снимал первые советские черно-белые мультфильмы, в основном агитационного свойства. Крупская искренне полагала, что детям не нужны волшебные сказки, а нужна пропаганда в доступной форме и научно-популярные рассказы по истории и технике.

Первой заметной работой Михаила Друяна стали анимационные титры к музыкальной комедии Григория Александрова «Веселые ребята» (1934). Начало было успешным: режиссер долго жал руку, а Любовь Орлова чмокнула молодого человека в щечку.

В 1936 году, пройдя отборочную комиссию, которую возглавлял режиссер Иван Иванов-Вано, Друян стал оператором только что открывшейся студии «Союзмультфильм».

С началом войны сотрудникам студии давали бронь. Однако в 1941 году Михаил Друян добровольцем ушел на фронт, воевал в составе Отдельного мотострелкового батальона особого назначения. Его база была на стадионе «Динамо», состав набирали в основном из спортсменов и готовили для заброски в тыл врага. В Москву Друян вернулся только в декабре 1945 года.

По возвращении Михаил Захарович вновь начал работать на «Союзмультфильме» - на студии, которой он оставался верен всю свою жизнь. Он работал практически со всеми ведущими режиссерами-мультипликаторами страны, сняв в общей сложности свыше трехсот фильмов.

Среди них ставшие классикой отечественной мультипликации фильмы «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева» Льва Атаманова; «Сказка о рыбаке и рыбке» Михаила Цехановского, «Приключения Буратино», «Конек-Горбунок» Ивана Иванова-Вано, «Малыш и Карлсон» Бориса Степанцева, «Винни-Пух и день забот» Федора Хитрука, «Жил-был пес» Эдуарда Назарова.

От первого лица: «Я на студии проработал пятьдесят лет. Операторов-мультипликаторов нигде не готовили, они вырастали из наших ассистентов. Молодые режиссеры, как приходили, просились со мной работать. Это, может, и нескромно… Но я, правда, много тогда снимал; я и не знал уж, где дом у меня. Скорей на студии, чем в Тарасовке (мы в Тарасовке тогда жили). И я часто ночевать оставался. Мне жена (она тоже на студии работала) приспособила на столе подушку, чтобы, когда много работы, я не уезжал».

Любой рассказ Друяна, любое интервью о тонкостях ремесла обязательно сворачивалось на то, какие замечательные люди с ним работали! Друян о каждом говорил хорошо, припоминал знаки внимания и любви, полученные в разное время от режиссеров и художников. В конце жизни его до слез трогало внимание коллег: студия еле выживает, а его не забывает.

От первого лица: «В мультипликации вообще нет этого - зависти, вражды. Все друг за друга переживают, все любят друг друга. Если в игровом кино, допустим, случается конкуренция, ревность, то здесь… Мультфильм же не сделаешь, если плохая атмосфера. На «Союзмультфильме» все друг за друга были горой».

Это верно. И потому «Союзмультфильм» был, пожалуй, единственной в Союзе студией, где давали реализоваться нестандартно мыслящим людям. Спасли единственную копию запрещенной и уничтоженной «Стеклянной гармоники» Хржановского и дали ему снять пушкинскую трилогию. Давали сценарную работу полуопальным Остеру и Успенскому. С первых, еще совместных работ признали гениальность Норштейна.

В 1975 году Михаил Друян был удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР. Михаил Друян работал до середины девяностых годов! Одним из его последних фильмов стал «Полифем, Акид и Галатея» (1996) режиссера Анатолия Петрова, снятый по мотивам древнегреческих мифов.

Когда ему говорили, что в Америке он давно бы был миллионером, Михаил Захарович отвечал: «Знаете, я и так доволен. Я теперь убедился: эти фильмы будут очень долго. Я умру, а дети смотреть будут то, что мы сделали. И дети детей тоже».

После перенесенного в 1996 году инсульта оператор уже не смог продолжать работу и был вынужден оставить мультипликацию. Умер Михаил Захарович Друян 7 июля 2000 года. Итог его работы в мультипликации подвел режиссер Федор Хитрук: «Такое количество фильмов, которое снял Михаил Друян, не осилил ни один оператор мира».
По ту сторону кадра

Обычный мультфильм длится около десяти минут. На его создание уходит в среднем около девяти месяцев. Это неудивительно, ведь для рисованного мультфильма необходимо изготовить, прорисовать на целлулоиде и залить краской около 15 тысяч рисунков. Работа над кукольным мультфильмом требует не меньше сил: один только поворот головы куклы снимают по три-четыре часа.

Как правило, у каждого кукольного персонажа несколько «двойников». Если по сюжету у героя меняется выражение лица, то чаще всего меняется и само лицо вместе с головой. Для крупных планов кукол изготавливают отдельно.

Главное в мультфильме – движение. Как кукла движется в кадре? У каждой из кукол в ногах есть дырочки, с помощью которых они прикрепляются к пенопласту. Чтобы снять шаг куклы, нужно чуть-чуть, буквально на три-четыре миллиметра, передвинуть ногу, закрепить её, снять кадр, потом снова передвинуть на такое же расстояние, закрепить, снять второй кадр и так далее.

В глазки кукол вставляют крошечные булавочки, с помощью которых зрачки будут двигаться. Веки куклам делают из пластилина. Выразить гнев кукольному герою помогут запасные брови домиком. Если по сюжету волосы куклы должны развеваться на ветру, в каждый волосок вставляется тоненькая проволока.

В мультфильме работает удивительное правило: чем условнее мир, тем более натурально он выглядит на экране. Часто в анимации используют театральные ходы и уловки. Например, чтобы показать, что действие происходит на городской улице, бывает достаточно декорации фасада одного дома. Порой простые тюлевые занавески, которые в кукольном мультфильме изображают листву осеннего сада, выглядят естественнее, чем смотрелись бы натуральные листья. Роль снега обычно играет соль, крахмал, синтепон. Дождь используется из рисованных мультфильмов, просто рисунки дождя накладывают на пленку с кукольным фильмом.

Чтобы показать ветер, на стекло перед камерой кладется синтепон или просто кусок ткани, потом резко вынимается – и на пленке остается запечатленным какое-то внезапно промелькнувшее движение. Птички и комарики летают в кукольном мультфильме с помощью лески. В прежние времена леску приходилось закрашивать специальной краской, теперь её убирают с помощью компьютера.

Сегодня все в мультипликации по-другому: художники называются аниматорами, метод «эклера» и покадровую съемку заменил трехмерный компьютерный формат. Прежде, чем выпустить мультфильм на большой экран организуются тестовые просмотры. Но и самое главное отличие: мультфильм уже не просто мультфильм, он – продукт, и непременно должен собрать кассу! Но почему-то мы все равно включаем неформатные сегодня кассеты VHS и смотрим, смотрим мультфильмы нашего детства…

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Шрек навсегда

В целом порядка 90% отзывов на Шрек в 2001 году можно было оценить как восторженные и восхищенные! Еще до широкой премьеры анимационный фильм попал в конкурсную программу Каннского кинофестиваля,...

Диснеевские клоны. Часть 2

Примеры того или иного повторного использования готового материала можно найти и в самом удачном и успешном диснеевском мультфильме 70х годов Спасатели . Отчасти клонирование в этой картине даже вы...

О кассовых сборах мультфильмов

Изучая различные аспекты про-диснеевской анимации, просто невозможно не коснуться темы кассовых сборов. При всей субъективности восприятия мультфильмов конкретными людьми, будь то кинокритики или о...

Аниматоры США: Новое

News image

Истоки анимационных сериалов США: от комикса к экрану

Анимационная продукция США, несмотря на все свое многообразие по стилю, жанру и целевой аудитории, практически не обладает штучным, единичным продуктом в области короткометражной анимации. Другими с...

News image

Современная анимация США: возвращение сериальных героев на большой экран (Часть 1)

Первые опыты адаптаций мультсериалов для создания полнометражного мультфильма появились уже на современном этапе развития американской анимации, который мы условно обозначим промежутком времени ...

News image

Ожившие комиксы, и люди, их оживившие

Приход в американскую анимацию художников из графического жанра, каковым являются комиксы, определил ее художественный стиль и особенности не только в период 1910-х-1920-х годов, но и стал отличит...

Реклама* !

Русская анимация:

Индустрия анимационного кино – есть она в России, или нет?»

News image

Для того, чтобы ответить на вопрос: «В каком сегодня состоянии находится анимационная индустрия?» - нужно, следуя упомянутой выш...

Какова роль государства в процессе формирования индустрии анимационного кино?

News image

Роль государства в стагнации российской киноиндустрии и особенно - ее анимационного сегмента, очень ясна и проста. В заповеднике...

Братья и богатыри

News image

Ну, что будем делать, россияне? — Ой ты, люд ростовский! Ты послушай меня, Алешу, сына попа соборного. Доколе же нам, люд...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Про диснеевские сиквелы

Как известно, Уолт Дисней всегда настороженно относился к сиквелам. При его жизни мышиная фабрика не выпустила ни одного полнометражного продолжения...

News image

Номинанты Энни

На днях Международное общество анимационных фильмов опубликовало список номинантов на премии Энни за 2003 год. Энни - одна из самых престижных и...

News image

Лучшие мультфильмы 2013 года

Как всегда в первой половине года был создан рейтинг мультфильмов, лидерами стали эльфы и монстры.Как ни странно, но первая половина 2013 года была...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Щелкунчик. Рецензия

Помнится, на заре становления молодого российского кино было модно снимать фильмы о той счастливой России, которая была потеряна в бурях Октябрьско...

News image

Федот удалец

В минувший уик-энд состоялась премьера пятого полнометражного мультфильма петербуржской студии Мельница, известной анимационной трилогией о приключ...

News image

Классика снова в бою

По предварительным данным в свой третий уик-энд Братец Медведь собрал $12 млн при общей кассе в $63 млн. Неплохо, если учесть, что на его результа...