Советская мультипликация: операторы |
Об анимации - Русская анимация |
17.08.2011 07:21 |
При съемках мульфильма – все, как в большом кино: и камера, и те же способы (наезд, отъезд, крупный план), и свет, и движение фона, и перспектива в кадре... Наш очередной выпуск из серии «Кто есть кто в советской мультипликации» посвящен операторам. Вместо предисловия. Создание мультипликации - длительный, трудоемкий процесс. Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков.
Есть и другая техника - кукольная анимация. По популярности она уступает рисованной мультипликации. Кукла располагается прямо перед камерой и фотографируется по-кадрово, причем каждый раз в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при последующей проекции создавалась иллюзия движения. Легенда – Михаил Друян Михаил Захарович Друян - легенда мировой мультипликации. Практически каждый третий советский мультфильм снял он. Главный оператор «Союзмультфильма» в течение нескольких десятилетий, человек по прозвищу «Малый ВГИК». Его комната на студии стала музеем еще при жизни мастера, туда водят экскурсии. Михаил Друян родился 17 октября 1911 года в Харькове. Подростком он один, без всяких средств к существованию, приехал в Москву. Был беспризорником. В 1932 году судьба привела его на студию «Воентехфильм». Его родственник работал в секретариате Крупской, а та участвовала в организации студии. Друян устроился помощником оператора в мультипликационный цех. Он снимал первые советские черно-белые мультфильмы, в основном агитационного свойства. Крупская искренне полагала, что детям не нужны волшебные сказки, а нужна пропаганда в доступной форме и научно-популярные рассказы по истории и технике. Первой заметной работой Михаила Друяна стали анимационные титры к музыкальной комедии Григория Александрова «Веселые ребята» (1934). Начало было успешным: режиссер долго жал руку, а Любовь Орлова чмокнула молодого человека в щечку. В 1936 году, пройдя отборочную комиссию, которую возглавлял режиссер Иван Иванов-Вано, Друян стал оператором только что открывшейся студии «Союзмультфильм». С началом войны сотрудникам студии давали бронь. Однако в 1941 году Михаил Друян добровольцем ушел на фронт, воевал в составе Отдельного мотострелкового батальона особого назначения. Его база была на стадионе «Динамо», состав набирали в основном из спортсменов и готовили для заброски в тыл врага. В Москву Друян вернулся только в декабре 1945 года. По возвращении Михаил Захарович вновь начал работать на «Союзмультфильме» - на студии, которой он оставался верен всю свою жизнь. Он работал практически со всеми ведущими режиссерами-мультипликаторами страны, сняв в общей сложности свыше трехсот фильмов. Среди них ставшие классикой отечественной мультипликации фильмы «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева» Льва Атаманова; «Сказка о рыбаке и рыбке» Михаила Цехановского, «Приключения Буратино», «Конек-Горбунок» Ивана Иванова-Вано, «Малыш и Карлсон» Бориса Степанцева, «Винни-Пух и день забот» Федора Хитрука, «Жил-был пес» Эдуарда Назарова. От первого лица: «Я на студии проработал пятьдесят лет. Операторов-мультипликаторов нигде не готовили, они вырастали из наших ассистентов. Молодые режиссеры, как приходили, просились со мной работать. Это, может, и нескромно… Но я, правда, много тогда снимал; я и не знал уж, где дом у меня. Скорей на студии, чем в Тарасовке (мы в Тарасовке тогда жили). И я часто ночевать оставался. Мне жена (она тоже на студии работала) приспособила на столе подушку, чтобы, когда много работы, я не уезжал». Любой рассказ Друяна, любое интервью о тонкостях ремесла обязательно сворачивалось на то, какие замечательные люди с ним работали! Друян о каждом говорил хорошо, припоминал знаки внимания и любви, полученные в разное время от режиссеров и художников. В конце жизни его до слез трогало внимание коллег: студия еле выживает, а его не забывает. От первого лица: «В мультипликации вообще нет этого - зависти, вражды. Все друг за друга переживают, все любят друг друга. Если в игровом кино, допустим, случается конкуренция, ревность, то здесь… Мультфильм же не сделаешь, если плохая атмосфера. На «Союзмультфильме» все друг за друга были горой». Это верно. И потому «Союзмультфильм» был, пожалуй, единственной в Союзе студией, где давали реализоваться нестандартно мыслящим людям. Спасли единственную копию запрещенной и уничтоженной «Стеклянной гармоники» Хржановского и дали ему снять пушкинскую трилогию. Давали сценарную работу полуопальным Остеру и Успенскому. С первых, еще совместных работ признали гениальность Норштейна. В 1975 году Михаил Друян был удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР. Михаил Друян работал до середины девяностых годов! Одним из его последних фильмов стал «Полифем, Акид и Галатея» (1996) режиссера Анатолия Петрова, снятый по мотивам древнегреческих мифов. Когда ему говорили, что в Америке он давно бы был миллионером, Михаил Захарович отвечал: «Знаете, я и так доволен. Я теперь убедился: эти фильмы будут очень долго. Я умру, а дети смотреть будут то, что мы сделали. И дети детей тоже». После перенесенного в 1996 году инсульта оператор уже не смог продолжать работу и был вынужден оставить мультипликацию. Умер Михаил Захарович Друян 7 июля 2000 года. Итог его работы в мультипликации подвел режиссер Федор Хитрук: «Такое количество фильмов, которое снял Михаил Друян, не осилил ни один оператор мира». Обычный мультфильм длится около десяти минут. На его создание уходит в среднем около девяти месяцев. Это неудивительно, ведь для рисованного мультфильма необходимо изготовить, прорисовать на целлулоиде и залить краской около 15 тысяч рисунков. Работа над кукольным мультфильмом требует не меньше сил: один только поворот головы куклы снимают по три-четыре часа. Как правило, у каждого кукольного персонажа несколько «двойников». Если по сюжету у героя меняется выражение лица, то чаще всего меняется и само лицо вместе с головой. Для крупных планов кукол изготавливают отдельно. Главное в мультфильме – движение. Как кукла движется в кадре? У каждой из кукол в ногах есть дырочки, с помощью которых они прикрепляются к пенопласту. Чтобы снять шаг куклы, нужно чуть-чуть, буквально на три-четыре миллиметра, передвинуть ногу, закрепить её, снять кадр, потом снова передвинуть на такое же расстояние, закрепить, снять второй кадр и так далее. В глазки кукол вставляют крошечные булавочки, с помощью которых зрачки будут двигаться. Веки куклам делают из пластилина. Выразить гнев кукольному герою помогут запасные брови домиком. Если по сюжету волосы куклы должны развеваться на ветру, в каждый волосок вставляется тоненькая проволока. В мультфильме работает удивительное правило: чем условнее мир, тем более натурально он выглядит на экране. Часто в анимации используют театральные ходы и уловки. Например, чтобы показать, что действие происходит на городской улице, бывает достаточно декорации фасада одного дома. Порой простые тюлевые занавески, которые в кукольном мультфильме изображают листву осеннего сада, выглядят естественнее, чем смотрелись бы натуральные листья. Роль снега обычно играет соль, крахмал, синтепон. Дождь используется из рисованных мультфильмов, просто рисунки дождя накладывают на пленку с кукольным фильмом. Чтобы показать ветер, на стекло перед камерой кладется синтепон или просто кусок ткани, потом резко вынимается – и на пленке остается запечатленным какое-то внезапно промелькнувшее движение. Птички и комарики летают в кукольном мультфильме с помощью лески. В прежние времена леску приходилось закрашивать специальной краской, теперь её убирают с помощью компьютера. Сегодня все в мультипликации по-другому: художники называются аниматорами, метод «эклера» и покадровую съемку заменил трехмерный компьютерный формат. Прежде, чем выпустить мультфильм на большой экран организуются тестовые просмотры. Но и самое главное отличие: мультфильм уже не просто мультфильм, он – продукт, и непременно должен собрать кассу! Но почему-то мы все равно включаем неформатные сегодня кассеты VHS и смотрим, смотрим мультфильмы нашего детства… |
Читайте: |
---|
Андрей Рябовичев отвечает на вопросы участников форумаВ июле 2004 года побеседовать с участниками форума Сайта о про-диснеевской анимации согласился художник-постановщик по персонажам мультфильма Князь Владимир Андрей Рябовичев. Здесь я привожу ск... |
Компьютерная графика в полнометражной про-диснеевской анимации. Часть 3По иронии судьбы самый успешный диснеевский мультфильм 21 века оказался и самым скромным. Художники флоридской студии Disney называли Лило и Стич современным Дамбо . Ведь, как и в случае той клас... |
Голоса режиссеровВ начале 2007 года высшие чины компании DreamWorks Animation признались, что сиквелы, как правило, обходятся студии на 30% дороже оригиналов. Впору задуматься, в чём причина? Казалось бы, основные ... |
![]() Современная анимация США: возвращение сериальных героев на большой экран (Часть 2)В очередной статье из цикла «История и теория анимации США» мы продолжим рассматривать важный момент эволюции сериального экранного мультгероя, а именно его возвращение на большие экраны. Во второй ... |
![]() Ральф Бакши как представитель контркультуры в анимации СШАВ новой статье из цикла «История и теория анимации США» мы познакомимся с одним из крупнейших американских мультипликаторов 70-90-х Ральфом Бакши. Создав свой уникальный художественный стиль, он при... |
![]() Как медвежонок из далекой канадской провинции Онтарио стал самым знаменитым медведем на свете24 августа 1914 года поезд, двигавшийся на восток Канады, остановился у небольшой станции в провинции Онтарио и его пассажиры увидели охотника с маленьким бурым медвежонком. Малышка приглянулась лей... |
Советская мультипликация: операторы![]() При съемках мульфильма – все, как в большом кино: и камера, и те же способы (наезд, отъезд, крупный план), и свет, и движение фо... |
Фестиваль Крок показал, что представляет собой нынешняя российская анимация![]() Наши зрители, которые видят по телевизору только классические советские мультфильмы, уверены в том, что российская анимация зако... |
Советская мультипликация![]() В период своего расцвета советские мультипликационные студии показали, что могут сделать талантливые люди под руководством не ме... |
![]() Удачный старт СуперсемейкиШестой совместный проект студии Pixar и компании Disney приключенческая комедия Суперсемейка успешно стартовала в Америке. Собрав за первый уик-эн... |
![]() Сдвиг дат по фазеКомпании Disney и Pixar сделали сенсационные объявления об изменении дат релизов грядущих компьютерных мультфильмов. Премьера пиксаровских Машин ... |
Появление и популяризация жанра фэнтезиЧто такое Фэнтези? Большинство авторитетных источников и словарей определяют жанр фэнтези как подвид фантастической литературы, который основывается н... |
![]() Про диснеевские сиквелыКак известно, Уолт Дисней всегда настороженно относился к сиквелам. При его жизни мышиная фабрика не выпустила ни одного полнометражного продолжения... |
![]() Воистину пандомания!Несмотря на старты новых зрелищных фильмов ( Невероятный Халк и Явление ), в России Кунг-Фу Панда не сдает позиций. По результатам уик-энда 12-... |
![]() Русалочка на плаву!Появились первые данные об успехах долгожданного платинового DVD издания диснеевской Русалочки , релиз которого состоялся 3 октября. За первую (... |