Наши зрители, которые видят по телевизору только классические советские мультфильмы, уверены в том, что российская анимация закончилась еще в 80-х. А она живет. Продолжают снимать, хотя и мало, советские классики, появилось много новых режиссеров, чьи фильмы берут главные призы на престижных международных кинофестивалях. Но мы если и видим по телевизору их работы, то разве что анимационную рекламу и заставки, - этим подрабатывают почти все, включая великого Норштейна и оскароносца Петрова.
Вопреки всеобщим сетованиям, российская анимация жива благодаря государственной поддержке: подавляющее большинство некоммерческих фильмов сделано на гранты Министерства культуры. Другое дело, что Минкульт, словно разведенный папаша, этими деньгами откупается от прочих забот, и увидит ли кто-нибудь сделанный фильм, его не интересует. А поскольку государству равно безразличны и фестивальная слава, и коммерческая выгода, то получение режиссером следующего гранта больше зависит от энергии его продюсера, чем от успеха предыдущих проектов. Таким образом, бездарных фильмов, которые и вовсе не следовало снимать, в нынешние тощие времена оказывается не меньше, чем в богатые советские.
Ситуация складывается парадоксальная: мастера (Назаров, Норштейн, Татарский) буквально кричат о том, что знаменитая советская анимационная школа умирает, но денег на то, чтобы снова начали работать Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где некогда обучались наши лучшие режиссеры-аниматоры, нет. А на то, чтобы снимать плохие фильмы - есть. Пока наши зрители не видят современных отечественных мультфильмов, есть только одна возможность оценить, как именно развивается постсоветская анимация, - фестиваль. Именно он служит ситом, из которого одни фильмы отправляются в мусор, а другие - в путешествие по мировым конкурсам. Те, что остались в сите , и составляют картину нашей сегодняшней анимации. Которая, надо сказать, не хуже любой другой в мире.
Сериалы. Во всем мире считается, что анимация - искусство, способное зарабатывать огромные деньги. Главный способ для этого - продажа на телевидение мультсериалов целыми пакетами, желательно по 52 штуки (то есть по одному в неделю в течение года) и длиной по 26 (или два по 13) минут (полчаса показа с учетом рекламы). Простая и удобная сетка вещания - одно из главных требований ТВ, поэтому неформатные и штучные фильмы (их же называют фестивальными и авторскими ) практически не имеют шансов выйти на экран. Создать отлаженное, поточное производство сериалов - дело технологически сложное и затратное. У нас этого не умеют, поэтому на нашем ТВ и крутят только западные и восточные сериалы, причем не первой свежести. А отечественные аниматоры изредка включаются в иностранные сериальные проекты: одни студии берут на себя техническое исполнение чужих заданий, другие полностью делают отдельные серии.
Было несколько попыток сделать отечественные сериалы, но все они после первых нескольких фильмов затухали. Сейчас студия Пилот задумала проект Гора самоцветов из 52 серий по сказкам народов России, к работе над которым планирует пригласить лучших художников и режиссеров. Но сторонние продюсеры относятся к будущему этого сериала скептически. Дело в том, что изготовление минуты анимации у нас, по самым скромным оценкам, стоит 7-8 тыс. долл. А наше ТВ привыкло жить на старых зарубежных сериалах, которые давно себя окупили и поэтому продаются нам буквально на вес , чуть ли не по 20 долл. за минуту. Естественно, надежд на то, что какой-то канал будет готов заплатить за первый показ уникального проекта хотя бы 500 долл. за минуту, немного, а насколько им заинтересуются зарубежные покупатели - пока неизвестно.
Прикладная анимация. В основном наши анимационные студии зарабатывают так называемой прикладной анимацией : берут заказы на рекламу, клипы, заставки для телевидения и Интернета, компьютерные игры и образовательные фильмы. Здесь самое главное - вкус заказчиков, им и нужно предъявлять претензии, к примеру, по поводу пошлейших клипов наших поп-звезд. Но когда заказчик дает аниматору свободу, получаются очень симпатичные сюжеты вроде рекламного сериала Константина Голубкова про пивовара Ивана Таранова. На нынешнем Кроке среди отечественных фильмов в номинации прикладная анимация вне конкуренции была третья серия образовательного фильма Дмитрия Высоцкого и Андрея Сикорского Когда девочка взрослеет . Первые две серии этого фильма, заказанного изготовителем противозачаточных препаратов и поддержанного Минздравом, показывали на фестивале российской анимации в Суздале. Тогда зал, полный аниматоров, умирал со смеху, глядя на яйцеклетку, которая величаво плыла под песню Мэрилин Монро I Wont To Be Loved By You, а потом, неоплодотворенная, выскакивала наружу, и волоски, стоявшие торчком вдоль ее пути, с хоровым мужским вздохом опадали. В нынешней серии, рассказывающей школьникам про зачатие, хитами были хор яйцеклеток, поющий детскими голосами Из чего же сделаны наши девчонки , и погоня табуна сперматозоидов за яйцеклеткой под хачатуряновский Танец с саблями . Высоцкий рассказывал, что Министерство здравоохранения уже задумалось о сериале про взросление мальчика.
Кроме этого фильма, среди заказных работ была авторская компьютерная игра Ивана Максимова под названием Полная труба . Джазовая бродилка по подземным трубам, в которой деловитый очкастый гном с рюкзачком искал пропавшие тапочки среди фирменных максимовских чудиков, выглядела трогательно и забавно. Детская анимация. Традиционно анимация считается детским жанром. В советские времена так оно и было. Фильмы для взрослых стали появляться только в начале 60-х, и их было немного. Зато в постсоветские времена, в отсутствие государственного заказа, все бросились самовыражаться и детская анимация почти сошла на нет. Но пару лет назад, когда президент высказался за поддержку искусства для детей и на это были выделены деньги, детское кино снова стало появляться. Надо сказать, по сравнению с тем, что представляли на Кроке другие страны, наши мультфильмы для малышей выглядели традиционно сильно - остроумные, обаятельные, внятные. Это понятно: за рубежом детского авторского кино очень мало: в основном делают глуповатые коммерческие сериалы и помпезный полный метр.
На Кроке лучшим в этой номинации назвали Нехорошего мальчика Олега Ужинова - смешной и назидательный фильм с веселой гротескной графикой про маленького вредину, который ябедничает родителям, вешая все свои шалости на бессловесных домашних животных. Кроме Мальчика в программе было еще несколько достойных отечественных фильмов. Во-первых, Про девочку, которая нашла своего мишку Елены Черновой (это, кстати, дебют). Очень забавный и стильный фильм про маленькую фантазерку озвучен очаровательным захлебывающимся и картавым голосом четырехлетнего малыша, который читает одноименное стихотворение Саши Черного. Потом - О рыбаке и рыбке - фильм кукольного классика Натальи Дабижи, неожиданно разыгравшей на экране сказку Пушкина (ее читает Олег Табаков) как театр, где рыбка - девочка из бродячей труппы, море - синяя тряпка, а дворец - расписная фанера.
Еще была Тихая история Алексея Демина - нежный акварельный рассказ про мечтательного медвежонка, который отстал от своей сердитой мамы и все, что видит вокруг себя в лесу, кажется ему удивительным и волшебным (здесь очевиден отсыл к Ежику в тумане ). А Подкидыш Андрея Соколова, наоборот, очень энергичная, яркими детскими цветами нарисованная история про маленького гепарда, которого поначалу не хотели принимать к себе ни лесные кошки, ни собаки.
Авторские фильмы. Среди аниматоров самым важным и уважаемым остается авторское кино - именно оно создает имя в профессиональной среде и приносит фестивальные призы. Наша авторская анимация по-прежнему считается сильной. Было за последние годы у российских аниматоров и каннское золото ( Гагарин Алексея Харитиди, 1995), и берлинский Медведь ( Болеро Ивана Максимова, 1993), и приз Венецианского фестиваля ( Клоун Ирины Евтеевой, 2002), и Оскар ( Старик и море Александра Петрова, 2000). В нынешнем конкурсе показали три картины лидеров нового поколения отечественной анимации.
Питерский режиссер Константин Бронзит, знаменитый своей смешной карикатурной графикой, сделал необычный для наших режиссеров, предпочитающих классическую рисованную анимацию, фильм в технике 3D. Притча Бог представляет медного шестирукого Шиву, который с тупым упорством безуспешно ловит муху. В конце концов он падает с пьедестала, а муху ловит паук. Иван Максимов привез Медленное бистро - милый бессловесный сюжет о посетителях, томящихся в придорожном кафе, ожидая, когда им принесут еду, и разглядывая окружающих. Главный максимовский гэг - его знаменитые человечки: кто многоглазый, кто длинношеий, кто большеухий. Все они, изнемогая от безделья, принимают фантастически причудливые позы и формы.
Гран-при получил фильм екатеринбуржца Валентина Ольшванга Про раков (см. П-М №25) - полная любви и ужаса этимологическая легенда, рассказывающая о том, как сын женщины и змея, убитый своей матерью, превратился в рака. Жестокий языческий сюжет со страшноватыми приговорами и заклинаниями смешивается здесь с мягкой сказочностью, нежной любовной историей и бытовыми деревенскими деталями, и все это соединяется в чуть-чуть плывущем , теплом изображении. Причем технология, в которой Ольшванг делал свою картину, очень сложна: процарапывание по пленке с втиранием в нее краски он дополняет изысканной техникой живописи по стеклу.
Как говорят, сейчас в работе находятся около сотни российских мультфильмов. Это не значит, что они скоро будут закончены: это сложное рукодельное производство нередко длится годами, и бывает, что какой-нибудь 10-минутный фильм делается десять лет. Бог знает, сколько фильмов из этой сотни будет действительно достойных, и совсем неизвестно, увидят ли хоть что-нибудь зрители. Отечественные продюсеры считают, что в ближайшее время у нас анимацией денег не заработать, а значит, ни серьезного кинопроката, ни телепоказа ожидать пока не приходится. Правда, компании, выпускающие кино на видео, начинают приглядываться к отечественной анимации: вышли кассеты бардинской студии Стайер , не раз выходили сборники фильмов Пилота . А теперь вот Мастер-тейп затеял целую антологию российской постсоветской анимации на 15 кассетах, правда, пока еще робким тиражом - по 1000 экземпляров. Но так, глядишь, зрители и увидят пропущенное за последние 15 лет кино.
|