«Кот Феликс» — самый успешный сериал Америки
Об анимации - Анимация США
17.08.2011 07:03

«кот феликс» — самый успешный сериал америки

Сегодня, спустя почти сто лет после премьеры «Кот Феликс» (Felix the Cat) — это успешная франшиза, приносящая правообладателям существенные прибыли (при том, что новых серий не снимается уже 30 лет). В чем успех этого анимационного произведения? Что «Кот Феликс» дал технике и эстетике анимационной школы Америки?


Упрощение изобразительного решения и лаконичность графического стиля, получившие повсеместное распространение в начале 20 века, совсем не означают низкий художественный уровень анимационных сериалов, особенно если они снимались в комиксной эстетике, но без печатного прототипа и сравнивать их, в принципе, было не с чем. Это с успехом доказал «Кот Феликс», созданный в 1917 году на студии Пата Салливана. Более того, он стал самым популярным сериалом своего времени. Для сравнения, при средней стоимости за мультсерию около $2 тыс., Салливан за Феликса получал $12,5 тыс.! Это объяснялось и успешным заграничным прокатом, но дело, разумеется, не в деньгах. Сериал «Кот Феликс» является энциклопедией стиля, художественного языка, технологии анимации того времени. Да простят литературоведы такое сравнение, но «Кот Феликс» — это «Евгений Онегин» американской анимации.

Создатели Феликса, Пат Салливан и Отто Мессмер пробовали свои силы в анимации сперва в адаптации комикса «Сэмми Джонсин». После десяти серий они прекратили их выпуск — мультсериал даже не сравнился в популярности с комиксом. Потерпев неудачу, Мессмер и Салливан начали искать оригинального главного героя, поняв, что от него и зависит успех. Но все, как это часто в истории великих проектов, произошло случайно, само собой.

Эрл Херд, работавший на «Парамаунт», предложил Салливану подработку в виде создания мультфильма, но, так как тот сам не успевал доделать очередной «Киножурнал», то к работе приступил Отто Мессмер. В итоге появилось «Кошачье безумие» — пять минут анимационных гэгов охоты некоего кота за мышами. Так и «родился» Феликс. Хоть пока он и не был похож на привычного для нас котика (канонический образ он приобретет чуть позже), именно «... безумие» считается первой серий его приключений. Джону Кингу, боссу с «Парамаунта», понравился сам кот, и в итоге Салливан и Мессмер заключили со студией контракт на серию мультфильмов о приключениях безымянного героя. Феликсом его назвали только год спустя, в 1918 году. Каждый месяц выходила новая серия длительностью 5-8 минут. Сериал очень быстро стал популярным. И уже в 1922 году по кассовым сборам «Кот Феликс» занял первое место среди анимационных серий.

Невероятный успех сериала, выполненного также в комиксной эстетике, натолкнул его создателей на интересную мысль. Раз уж им не удалось адаптировать комикс к экрану, может, повезет в обратном направлении? И им повезло. В 1923 году начали издаваться комиксы с участием кота Феликса, которые также побили все рекорды по тиражам. Благодаря налаженному разветвленному рынку сбыта Феликс «пошел в народ». Выпускались игрушки (куклы), сувениры, реклама на бытовых товарах и продуктах питания, даже сигареты (что еще раз подтверждает «недетскость» направления американской анимации) с изображением кота-счастливчика!

Более того, он превратился в почти реальное существо — с Феликсом даже печатали интервью в газетах наряду с остальными голливудскими звездами! Сериал просуществовал до 80-х годов. Создатели новых серий поколение за поколением не изменяли характер и повадки Феликса. И его внешний вид, как стал более округлым и пластичным по сравнению с угловатостью немого периода, так и не менялся уже никогда.


Первый образ Феликса, созданный Отто Мессмером, был хоть и угловатым, но более реалистичным. Черты мордочки были грубее, он был больше похож на настоящего кота, чем остальные экранные кошкоподобные того времени. Задумывался Феликс как бездомный кот (скорее всего, благодаря популярности бродяжки Чаплина). Жил он в бочке и не имел хозяина. Мессмер наградил своего героя огромными стопами ног, тем самым создав традицию изображения нижних конечностей антропоморфных персонажей в американской анимации, которая сильна да сих пор (ее унаследовали и диснеевские мультяшки, и дятел Вуди, и заяц Багз Банни, и многие другие). Феликсу было свойственно свободолюбие, с притеснением со стороны врагов он боролся, как мог, был способен проявить даже злобу и жестокость.

Округлость же внешнего облика Феликса — заслуга У. Нолана, «самого быстрого аниматора Америки». Он считал, что так традиционнее (по комиксу), и главное — рисовать быстрее, а, значит, выгоднее. Феликс стал «жертвой» так называемого «О-образного» стиля. Огромная шарообразная голова (1/3 от всего роста) смотрела с экрана огромными глазами-блюдцами. Четырехпалые руки (что тоже станет каноном для мультяшек вплоть до современных «Симпсонов» и «Гриффинов») при сжатии в кулак также принимали форму шара. Ноги оставались по-прежнему дутыми. Но при всей его антропоморфности в Феликсе оставалось и животное начало — он бегает на четырех лапах (особенно если удирает от кого-нибудь), ловит и ест мышей, и, как любой мультгерой, не знает боли и смерти.


Феликс был небольшого роста. Хотя если он в кадре один, то кажется большим, с человека. Но при появлении людей либо других человекообразных зверей все встает на свои места. Феликс всегда в центре композиции кадра. В целом, в сериале появилось больше крупных и средних планов (в большинстве мультфильмов того времени все было построено на общих планах). Из интересных моментов можно отметить имитацию съемки подвижной камерой: горизонтальные и вертикальные панорамы, проходы по диагонали, в глубину кадра, движение «на камеру» — герой заполнял все пространство «объектива» и выходил за край рамки. В развитии действия удачно использовались детали, монтаж стал более динамичным, экспрессивным. Появился также и внутрикадровый, трансформационный монтаж (образный), когда герой или предмет превращается в нечто другое (дверь-проход, другой предмет и т. д.), способствующее общему развитию сюжета. Для обеспечения такого анимационного инструментария создатели сериала повысили качество прорисовки — сначала на 200 метров приходилось 3500 рисунков, а к середине 20-х уже 6000 рисунков. Так и пластичность, и динамичность стала на порядок выше, не говоря уже о более выразительной «игре» персонажа.

Тематически в сериале можно выделить две линии: голода и любви. Первая связана с курьезами на пути Феликса в поисках пищи, вторая непосредственно относится к обаянию героя и его эротическому началу. Действительно, на протяжении всего сериала Феликс демонстрирует удивительную любвеобильность, которую он проявляет и к пастушкам-девушкам, и к симпатичным кошечкам-соседкам. Заметив красотку, кот подпрыгивает, замирая на несколько секунд в воздухе, а его хвост при этом остолбевает (фрейдисты называют такие элементы «сублимацией эрекции»).

Любовные подвиги Феликса не мешают ему иметь жену (появлялась в нескольких сериях), и детей-котят, с которыми в серии «Кинотрюки» 1927 года он идет в кинотеатр на фильм с его же участием! А котам в храм искусства вход воспрещен! Тогда Феликс решает сам снимать фильм про себя, чтобы смотреть его дома в кругу семьи. Таким образом, мы получаем первое некое подобие гипертекста, на котором строятся все современные мультсериалы.

Мир кота Феликса населен и людьми, и антропоморфными зверюшками — все они образуют единую социальную среду. Часто драматургия строится на том, что Феликса выводят из себя, из состояния спокойного равновесия. Такой «герой поневоле» он получается. Иногда это побуждает его на яркие общественные поступки. В серии «Феликс-мятежник» 1923 года он настоящий политик, организующий социальный бунт против притеснения котов, устраивает забастовку всех усатых (хотя у самого Феликса усов-то и нет) к радости мышей. А в эпизоде «Астрономяу» 1927 года Феликс полетел на Марс как кандидат в президенты котов в поисках земли обетованной для своего народа.


К каждой немой серии писали новое музыкальное сопровождение на грампластинках. В сериале было минимум титров, обходились и без реплик в филактерах. Поэтому и с приходом звука Феликс так и не заговорил. В 1930 году вышла первая серия со звуком, который представлял собой синхронное звучание музыки и шумов.

Добро в сериале всегда вознаграждалось. Создатели на протяжении всего времени существования «Кота Феликса» на экранах боролись за честный пафос без цинизма, свойственного современным мультипликаторам.

Чем же можно объяснить невероятный успех этого анимационного сериала? Однозначного ответа нет. Сыграл роль целый комплекс факторов: и грамотный менеджмент, и мастерство создателей художников, и психология зрителя, подход к которому был найден точно. Проще говоря, Феликс оказался в нужное время и в нужном месте.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Особенности национальных прокатов

Еще до второй мировой войны иностранный прокат имел огромное значение для американских мультфильмов. Особенно для первых полнометражных лент. Так кассовые сборы диснеевской Белоснежки в мире даже...

Фавориты Энни

Еще в 70-е годы Международное общество анимационного кино (ASIFA) стало вручать награды за лучшие достижения в области анимации. При этом в отличие от любых других анимационных премий, которыми поо...

Компьютерная полнометражная анимация. Путь к успеху. Часть 1

22 ноября 1995 года вошёл в историю, как день рождения компьютерной полнометражной анимации. Эру открыла Игрушечная история от Pixar Animation Studios, созданная по заказу Walt Disney и произведш...

Аниматоры США: Новое

News image

Развитие полнометражной анимации США: широкая дорога смелых одиночек. Уолт Дисней (начало)

Полнометражные анимационные произведения США устойчиво ассоциируются с одной студией Уолта Диснея. Странно, ведь при тех возможностях, которые дает язык анимации, можно создавать удивительно выразит...

News image

Истоки анимационных сериалов США: от комикса к экрану

Анимационная продукция США, несмотря на все свое многообразие по стилю, жанру и целевой аудитории, практически не обладает штучным, единичным продуктом в области короткометражной анимации. Другими с...

News image

Ожившие комиксы, и люди, их оживившие

Приход в американскую анимацию художников из графического жанра, каковым являются комиксы, определил ее художественный стиль и особенности не только в период 1910-х-1920-х годов, но и стал отличит...

Реклама* !

Русская анимация:

Как медвежонок Винни-Пух изучал русский язык

News image

Но все же в течение почти сорока лет медвеженнок Винни оставался англоязычным медвежонком, и лишь только в 1960 году книга была ...

Советская мультипликация: операторы

News image

При съемках мульфильма – все, как в большом кино: и камера, и те же способы (наезд, отъезд, крупный план), и свет, и движение фо...

Советская мультипликация

News image

В период своего расцвета советские мультипликационные студии показали, что могут сделать талантливые люди под руководством не ме...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

О Шреке замолвите слово!

Итак, Шрек 2 бьет кассовые рекорды (в том числе и в нашей стране), интернет-ресурсы пестрят рецензиями и отзывами о нем, а на форуме Сайта о про-...

News image

Размышление на тему

Недавно Марка Диндала, режиссёра грядущего диснеевского 3D опуса Цыпленок , спросили: Не кажется ли Вам, что традиционная 2D анимация практически...

News image

День рождения Микки, Оливера и Литтл-Фута

80 лет назад, 18 ноября 1928 года в Новом театре на 79-ой улице в Нью-Йорке (Колонией этот кинозал назвали намного позже) состоялась премьера коротк...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Успехи Братца Медведя

Я продолжаю внимательно следить за кинопрокатом в США нового диснеевского мультфильма Братец Медведь . И его достижения не могу не радовать. За вто...

News image

Книга мастеров

29 октября в широкий российский прокат выходит фильм «Книга мастеров» - первый полнометражный игровой отечественный проект, созданный под опекой ко...

News image

Роботы!

Вряд ли для кого-то станет новостью скорый релиз Роботов , второго после Ледникового периода полнометражного компьютерного мультфильма от студии...