15 лет Кошмару перед Рождеством !
Об анимации - новости мультипликации
17.08.2011 07:16

15 лет  кошмару перед рождеством !

Много ли вы знаете диснеевских мультфильмов 1990-х годов, для которых не было снято ни одного продолжения? На самом деле, если не считать Геркулес , для которого был снят мультсериал-предыстория и Спасателей в Австралии , который и сам по себе является сиквелом, единственным полнометражным диснеевским анимационным релизом, остающимся незапятнанным дешевыми продолжениями, является Кошмар перед Рождеством ! Кто-то скажет, ну какой же это диснеевский фильм? Это кино Тима Бёртона. Ну что же, давайте разберемся, тем более что и оказия замечательная - в эти дни исполняется ровно 15 лет со дня релиза культовой картины в 1993 году. Как же не вспомнить кино?
Идея Кошмара перед Рождеством посетила Тима Бёртона во время создания мультфильма Винсент в 1982 году. Тогда будущий постановщик самых стильных голливудских киносказок был сотрудником компании Disney, и поэтому все его озвученные идеи являлись собственностью этой анимационной фабрики. История тыквоголового Джека Скеллингтона на тот момент представляла собой короткую поэму в духе произведений Доктора Зюса (Dr.Seuss), которая жаждала визуального воплощения. Бёртону, поклоннику традиционных для телевидения Америки специальных рождественских анимационных проектов, виделся собственный рождественский получасовой мультфильм, причем однозначно кукольный! Несмотря на то, что, по признанию Бёртона, он на тот момент не видел ни одного кукольного мультфильма, который в полной мере оправдал бы его ожидания, именно в покадровой объемной анимации он видел желанное сочетание осязаемости и рукотворности. По заказу Бёртона скульптор Рик Хейнричс (Rick Heinrichs), работавший в те дни с Тимом над короткометражкой Винсент , построил несколько макетов, которые давали представление о будущем облике мультфильма. Считается, что один из макетов Джека был даже использован в Винсенте в камео-роли. Но руководство Disney не поддержало молодого и эксцентричного автора, закономерно посчитав замысел, пусть и оригинальным, но слишком странным для мышиной фабрики .
Бёртон не забыл свою идею и продолжал ее прорабатывать. К 1990-ому году, находясь на коне после триумфа Бэтмена , он был готов ко второй попытке. Права на экранизацию Кошмара перед Рождеством по-прежнему принадлежали компании Disney, но сама она к тому времени изменилась. Новые руководители и в первую очередь Джеффри Катценберг стремились к диверсификации анимационной продукции компании. Катценберг заинтересовался предложением Бёртона и позволил как следует проработать проект. Не считая себя достаточно квалифицированным экспертом в области кукольной анимации (и не желая в случае удачи запираться на студии на два-три года), Бёртон привлёк к этой работе своего друга и тоже бывшего диснеевского сотрудника Генри Селика, который приобрёл бесценный опыт, занимаясь кукольными короткометражками, телевизионными перебивками для MTV и рекламными роликами. Селик с ассистентами создали двадцатисекундный ролик, который впечатлил Катценберга и открыл зеленый коридор полнометражному проекту.
Между тем, неизменный творческий партнёр Бёртона композитор Дэнни Эльфман занялся превращением поэмы в оперетту. Дэнни очень вдохновился проектом, увидев в тыквоголовом Джеке многие из своих собственных черт. Утверждая, что создание 10 песен для Кошмара стало самым простым заданием в его карьере, в конечном счете, он лично спел все вокальные партии главного героя. Так уж получилось, что производство началось без готового сценария. Пока он отшлифовывался, съёмочная группа работала над воплощением в жизнь готовых музыкальных эпизодов, каждый из которых по форме и содержанию являлся практически самостоятельным мультфильмом.
Команду создателей, численность которой превысила 140 человек (одних только аниматоров было 15!), собрали со всего мира, а производство развернули в Сан-Франциско в стороне от шумного Голливуда. В Бербанке, где располагалась диснеевская студия анимации, были созданы лишь некоторые вспомогательные анимационные эффекты, например снег в финале картины. Относительная удаленность от исполнительного руководства стала благом для съемочной группы. Правда и сам Тим Бёртон появлялся на студии крайне редко. Во время съемок Кошмара перед Рождеством он успел снять сразу два игровых фильма! Зато Бёртон стал настоящим крестным отцом для создателей Кошмара , умело оберегая их от влияния диснеевской студийной машины.
Каждый житель земли Хэллоуинтауна (впрочем как и Кристмастауна) оригинален и не похож на других. Тим Бертон лично придумал главных героев, но существ из массовки придумывали коллективно. Это оказалось непросто, т.к. стандартный набор нечестии быстро исчерпался. В конечном счете, по словам Генри Селика в финальную версию вошли чуть ли не все идеи и наработки - отбрасывать что-то и отвергать было непозволительной роскошью. Хотите верьте, хотите проверьте, но это 227 одушевлённых персонажей! Правда, в мультфильме так и не появился первоначальный вариант клоуна с отрывным лицом. По замыслу Бёртона, снимая свое лицо, клоун должен был обнажать кровавую подложку. Для Disney это было уже слишком! Между тем, мультфильм сам по себе стал беспрецедентно сложным и масштабным. Все движения закреплённых на манипуляторах кинокамер рассчитывались и контролировались компьютером. Из-за сложности кадров с перемещающейся камерой, аниматоры шли на непозволительную для кукольной анимации роскошь - тестовые прогоны! Между тем, некоторые куклы достигали полуметра в высоту и для выражения самых разнообразных эмоций имели по 25 - 30 разных голов (у влюбленной в Джека Салли было 120 сменных голов!). Плюс для того, чтобы по возможности снимать несколько эпизодов одновременно, требовались копии одних и тех же кукол для разных декораций. Например, кадры двухминутного музыкального номера Jack's Obsession оживали одновременно на двух абсолютно одинаковых сценах с двумя идентичными Джеками, но под руками двух разных аниматоров. В целом Джек Скеллингтон был воссоздан в восьми моделях разной величины. Но и без этого во многих сценах количество персонажей исчислялось десятками, поэтому производительность на пике работы едва достигала 70 секунд отснятого материала в день. Наконец, отдельной головной болью была задача сделать некоторых персонажей полупрозрачными призраками.
Чем ближе к концу производства, тем большее беспокойство испытывали диснеевские официальные лица. Считается, что именно Майкл Айснер, обеспокоенный противоречивостью Кошмара перед Рождеством распорядился выпустить картину в прокат под брендом Touchstone Picture. Любопытно, что первоначально картина должна была стартовать сразу после Дня всех святых, но в конечном счёте релиз перенесли на более ранний срок, чем создали ряд неудобств промо-партнёрам, в первую очередь корпорации Burger King.
Кошмар перед Рождеством стал последним диснеевским анимационным релизом, распространение которого по кинотеатрам США велось по правилу осторожной эскалации проката. Именно так, волнообразно на экраны Америки выпускались все диснеевские мультфильмы конца 80-х - начала 90-х годов. Сначала выпуск в относительно небольшом числе кинотеатров, потом в случае хорошего зрительского приёма - расширение проката. Так прокат Аладдина начался в 1130 кинотеатрах и постепенно расширился до 2330. Если не считать премьерных (эксклюзивных) показов, широкий прокат Кошмара начался 22 октября 1993 года всего лишь на 560 площадках, но с таким успехом (среди мультфильмов лишь в случае Аладдина зрительское предвкушение было сильнее), что уже через неделю, накануне Дня всех святых, число прокатывающих ленту кинотеатров выросло до 1650. Такое расширение позволило Кошмару достигнуть первого места в чартах кассовых сборов, которое лента удерживала в течение двух недель! И, пусть финальная касса мультфильма достигла лишь $50 млн в США и $28 млн в мире, кинопрокат по меркам 1993 года был вполне успешным. А настоящего успеха Кошмар достиг на видео осенью 1994 года, когда компания Disney провела блистательную кампанию по раскрутке видеорелиза. И хотя мультфильм даже близко не сравнился в успехе с Белоснежкой , правившей бал на видеорынке 1994 года, или даже с Возвращением Джафара или Лисом и Охотничим псом - нет, его достижения были куда скромнее, зато ему удалось застолбить воистину культовый статус, с годами не теряя, а приобретая всё новых поклонников!
Кроме прочего, Кошмар перед Рождеством был обласкан критикой и номинировался на многие престижные награды, среди которых в частности две номинации на Грэмми , номинация на Оскар за визуальные эффекты, номинация на Золотой глобус за музыку и реализованные награды Сатурн от американской Академии научно-фантастического, фэнтезийного кино и фильмов ужасов в категориях Лучшее фэнтези и Лучшая музыка .
В октябре 2006 года Кошмар перед Рождеством появился в повторном кинопрокате, на этот раз под маркой Disney и в стереоформате. Компания Industrial Light and Magic потратила 19 недель на трансформацию двумерной картины в объёмный вид. Продюсер новой версии Дон Хан заверял, что студия не посмела вносить какие-либо коррективы в картину и, в том числе, отказалась воспользоваться возможностью исправить старые ошибки именно из-за культового статуса ленты. Перевод мультфильма в стереоформат совершался в тесном контакте с Бёртоном и Селиком, которые были очень впечатлены эффектом. Трёхмерная версия ленты 1993 года вдохновила Генри Селика задуматься о перспективе съёмок в 3D своего нового полнометражного мультфильма Коралин (выход этой кукольной стереокартины назначен на начало 2009 года). Тогда в 2006 году лента собрала $8,7 млн со 168 цифровых кинотеатров. Недостаточно, чтобы окупить дорогостоящий и трудоёмкий процесс трансформации. Но уже через год, осенью 2007 года компания Disney крутила ленту на 564 экранах, собрав на этот раз порядка $14,5 млн и установив своеобразную традицию! Мультфильм появится в американском кинопрокате и в этом году - релиз состоится буквально на следующей неделе!
Ну, а почему же Кошмар стал единственным мультфильмом, оставшимся без продолжения? Пожалуй, это предмет для дискуссии. По словам Бёртона, Кошмар слишком особенный проект, чтобы его продолжать. В свою очередь Селик рассказывал, что в начале века разговоры о сиквеле шли, но так как продолжение подразумевалось компьютерным, он лично счастлив, что оно не состоялось.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Игровое кино и традиционная анимация. Краткая история сотрудничества

На протяжении всей истории кино его служители не прекращали попытки соединить игровые съемки и анимацию. Не секрет, что вплоть до конца 80-х годов, во многих кинолентах специальные эффекты достигал...

Кассовые успехи компьютерных мультфильмов в сравнении со зрительской активностью

В середине первого десятилетия 21 века мы стали свидетелями невероятных кассовых достижений компьютерных трёхмерных мультфильмов. Кассовые сборы в $150-200 млн являются чуть ли не средними достижени...

Скрытый символизм в про-диснеевских мультфильмах

Обращаясь к теме этого материала, я вынужденно вступаю на территорию слухов и домыслов. Дело в том, что анализ сюжетов мультфильмов на предмет поиска скрытых символов в принципе неблагодарное дело,...

Аниматоры США: Новое

News image

Ожившие комиксы, и люди, их оживившие

Приход в американскую анимацию художников из графического жанра, каковым являются комиксы, определил ее художественный стиль и особенности не только в период 1910-х-1920-х годов, но и стал отличит...

News image

Процесс «сериализации» американской анимации

Мы продолжаем публикацию статей об анимации США — лидере современного кино - теле - рынка. Сегодня мы рассмотрим, с чего начался и как развивался процесс сериализации американской анимации, какие ос...

News image

«Белоснежка…» Уолта Диснея – образец на все времена

Если все сериалы начинались с упрощения графических форм, то в полном метре Дисней пошел «от обратного», в сторону намеренного усложнения мультипликата. Он понимал, что полнометражная история должна...

Реклама* !

Русская анимация:

Цена мультфильма

News image

«Как должна финансироваться российская анимация, и что лучше — государственная поддержка или чисто коммерческий путь?» — таким в...

Как быть с авторским анимационным кино?

News image

Неудивительно, что в сложившейся ситуации громче всего слышны душераздирающие стоны представителей именно авторско...

Как медвежонок Винни-Пух изучал русский язык

News image

Но все же в течение почти сорока лет медвеженнок Винни оставался англоязычным медвежонком, и лишь только в 1960 году книга была ...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Анимационный первомай

На удивление благодатными будут нынешние майские праздники для поклонников анимации. Так, сегодня в кинотеатрах появится испанский рисованный мульт...

News image

Удачный старт Суперсемейки

Шестой совместный проект студии Pixar и компании Disney приключенческая комедия Суперсемейка успешно стартовала в Америке. Собрав за первый уик-эн...

News image

О Шреке замолвите слово!

Итак, Шрек 2 бьет кассовые рекорды (в том числе и в нашей стране), интернет-ресурсы пестрят рецензиями и отзывами о нем, а на форуме Сайта о про-...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Перекраивая классику. Часть 1. Красавица и Чудовище

Это началось в конце 90-х годов. Конечно, попытки улучшить мультфильмы, уже ставшие классикой, предпринимались и раньше, однако идея не просто отрес...

News image

Не пропустите!

В прошедшие выходные у сотрудников анимационной студии Fox/Blue Sky был веский повод поднять бокальчик шампанского. На мировых экранах успешно старт...

News image

Принцесса и лягушка

28 октября 2004 года я посмотрел в кино Не бей копытом , который должен был [как минимум на неопределённое время] стать последним рисованным мульт...