Итоги 2005 года
Об анимации - новости мультипликации
17.08.2011 07:27

 итоги 2005 года

Итоги очередного 2005 года я готов подвести раньше, чем обычно. В основном из-за того, что в отличие невероятного 2004-го, прошедший год оказался, чуть ли не скудным на анимационные события. И, тем не менее, подвести итоги стоит!
В 2005 году стало ясно, что череда потрясений, которые в начале века переживала компания Disney подходит к концу. В марте Совет директоров мышиной империи утвердил на посту Главного Администратора (CEO) компании Роберта Айгера. В июле Рой Эдвард Дисней выразил свое удовлетворение фактом скорого ухода Майкла Айснера со своего поста и объявил о завершении своей миссии Спасти Disney . Буквально через несколько дней появилась информация о том, что последняя диснеевская студия традиционной анимации (австралийский филиал) может быть закрыта в течение года, но, так как страсти по исчезновению полнометражных рисованных мультфильмов уже улеглись, новость не стала сенсацией. Немалую роль в потере интереса к судьбе рисованных мультфильмов сыграло предвкушение нового направления деятельности анимационных студий Disney FA: в прошлом году состоялась премьера первого ПОЛНОСТЬЮ компьютерного диснеевского мультфильма Цыпленок Цыпа (об этом ниже), и, кроме того, общественности была представлена целая серия следующих, очень интересных и перспективных проектов.
В сентябре 2005 года Майкл Айснер официально передал бразды правления своему наследнику Роберту Айгеру, и одного этого факта оказалось достаточно, чтобы возобновились прерванные ранее переговоры о дальнейшем сотрудничестве Disney и Pixar. Итогом этих многомесячных переговоров стало обоюдная заинтересованность в поглощении Pixar компанией Disney, что и произошло в январе 2006 года. С учетом того, что в 2005 году доходы родины Микки Мауса достигли очередных рекордных значений (приход - $32 млрд, доход - более $4,6 млрд) можно вести речь о полном преодолении кризисных тенденции и о самых радужных перспективах на будущее (особенно в свете недавней смены руководства анимационного подразделения). И, пусть кино и видеобизнес из-за больших издержек едва свели концы с концами, большой доход принесло телевидение (особенно прибыльными оказались сериалы Остаться в живых и Отчаянные домохозяйки ).
Что касается того искусства, которому посвящен Сайт о про-диснеевской анимации , минувший год не принёс никакой надежды на его возрождение. Судьба про-диснеевских мультфильмов в Америке в лучшем случае не определена. Поэтому, неудивительно, что единственными сколько-нибудь заметными событиями в этой области стали премьеры очередных диснеевских анимационных сиквелов (правда, во Франции в повторном прокате побывала Золушка , а в Норвегии - Леди и Бродяга ). В прошлом году их вышло много как никогда, хотя в основном это были DVD релизы, а кинопроката удостоился лишь один фильм. В феврале 2005 года в американских кинотеатрах появился очередной мультфильм о приключениях Винни-Пуха и его друзей Винни и Слонотоп . Результаты проката оказались разочаровывающими: лишь $18 млн в США и менее $35 млн в иностранном прокате. Кроме Disney, в 2005 году ни одна голливудская студия не выпускала рисованных мультфильмов в широкий прокат (в ограниченном прокате шёл японский Блуждающий замок Хаула , и этому дорогому опусу не удалось привлечь внимания массового зрителя).
Однако, несмотря на почти полное отсутствие в кинотеатрах традиционных про-диснеевских мультфильмов, нельзя сказать, что анимационный сегмент кинорынка оказался в безраздельной власти компьютерных лент. Осенью 2005 года сложилась исключительная, можно даже сказать, аномальная ситуация, когда в широком кинопрокате одновременно находились два полнометражных кукольных мультфильма! И, волею случая, обе картины были английскими!

Последний раз кукольная анимация появлялась в широком прокате в 2000 году, когда Побег из курятника студии Aardman и компании DreamWorks стал настоящим кассовым хитом, собрав почти $107 млн. Спустя пять лет постановщик Побега , гуру кукольной анимации Ник Парк закончил свой новый проект Проклятье Кролика-Оборотня - полнометражную версию приключений популярных мультгероев Уоллеса и Громита. Долгожданная картина была обречена стать фаворитом сезона и, как минимум, повторить успех предыдущей ленты Парка. Но буквально за пару недель до старта Проклятья Кролика-Оборотня компания Warner Bros. выпустила собственный роскошный кукольный шедевр от создателей знаменитого Кошмара перед Рождеством (1993) - Труп невесты Тима Бертона. Абсолютно разные по стилю и жанру мультфильмы объединяло лишь одно - высочайшее качество конечного продукта. Обе картины были восторженно приняты критикой, обе были неплохо раскручены и выпущены в широком прокате, однако добиться заметного коммерческого успеха не смогла ни одна из них. Трудно сказать, насколько ленты помешали или помогли прокату друг друга, но итогом кассового поединка оказалась боевая ничья: в Америке Проклятье Кролика-Оборотня собрал $56,1 млн, а Труп невесты - $53,4 млн. Впрочем, в иностранном прокате главенствовал фильм Ника Парка, заполучивший $125,4 млн против $63,3 млн у Невесты (в некоторых странах Невеста прокатывалась лишь в ограниченном прокате). Самым замечательным в прокате Проклятья стал триумфальный прием картины в Англии. В свое время Побег из Курятника собрал на территории Туманного Альбиона примерно 35% своей иностранной кассы ($42 млн из $118 млн). Уоллес и Громит улучшили этот показатель, выудив из кармана английских поклонников хорошей анимации 45% неамериканских сборов! Получилось, что на Родине мультфильм собрал даже бОльшую кассу, чем в США ($56,5 млн против $56,1 млн).
Было бы преувеличением назвать прокаты Проклятья Кролика-Оборотня и Трупа невесты неудачными, нет, найдя своего благодарного зрителя, эти по-настоящему объемные фильмы выступили вполне достойно и оказали активное сопротивление продолжающейся экспансии виртуально объёмной анимации. И, тем не менее, оба кукольных релиза выглядели явными аутсайдерами на фоне новых кассовых побед цифровых монстров.
В 2005 году вышли три крупнобюджетных компьютерные картины: Роботы от Fox/Blue Sky, Мадагаскар от DreamWorks и Цыпленок Цыпа от Disney. Каждая из них собрала свыше $100 млн в американском кинопрокате ($128,2 млн, $193,2 млн и $133,4 млн соответственно), подтвердив, что виртуальное кино по-прежнему в цене. Все три ленты оказались по-своему замечательными, каждая из них демонстрировала прекрасную работу художников и новейшие технические достижения. Так Роботы , новая работа создателей Ледникового периода (2002), подкупили зрителя достоверным и очень остроумным изображением удивительной вселенной, населенной исключительно механическими формами жизни. Мадагаскар представил революционный дизайн персонажей и подкупил зрителя харизматичными героями (особенно второстепенными). Наконец, Цыпленок продемонстрировал технологию цифрового трехмерного воспроизведения, а также доказал, что компьютерная анимация способна в будущем быть не менее выразительной, чем самые лучшие образцы традиционной анимации.

Кроме прочего, Цыпленок убедительно дал понять, что студия Disney способна создавать конкурентоспособные компьютерные мультфильмы, однако, по мнению многих аналитиков, он лишил студию индивидуальности, почти не выделяясь на фоне других 3D лент. Если в традиционной анимации мышиная фабрика в течение долгих лет была признанным лидером, в мире компьютерных опусов студия Disney стала одной из многих . И, хотя руководство Disney уверяло, что в целом довольно кассовыми показателями Цыпленка , в Америке составившими свыше $133 млн, лишь наивный человек мог сравнивать эти достижения с успехами пиксаровских мультфильмов. Собственно это даже меньше, чем в свое время (не так уж и давно!) собрали Тарзан (1999) и Лило и Стич (2002). При этом мультипликатор сборов Цыпленка (отношение финальных сборов к стартовым) составляет жалкие 3,33 единицы (хуже, чем у Не бей копытом ). А в пока незавершенном иностранном прокате Цыпленок может в лучшем случае рассчитывать лишь на повторение достижений Братца Медведя , который в 2003-2004 гг. вне США собрал $165 млн. Судите сами, по состоянию на январь 2006 года Цыпленок собрал в мире $118 млн, и впереди остается всего лишь два значительных кинорынка - Англия и Германия. Таким образом, переход на 3D пока что не оправдал свою немалую цену. Чем не очередное доказательство того, что проблема сдержанного зрительского приема диснеевских мультфильмов не в форме анимации, а в содержании сюжетов?
Как бы там ни было, совокупные кассовые достижения мультфильмов 2005 года, составившие [в США] $618 млн, существенно, почти в 2 раза, уступают рекордным показателям 2004 года ($1192 млн). Собственно в 21 веке более слабые результаты демонстрировал только 2003 год. Впрочем, по количеству фильмов, собравших свыше $100 млн, ушедший год уступает лишь 2004 и 1998 гг. Стоит также отметить, что прошедший год был неудачным для всей американской киноиндустрии в целом, показавшей как падение кассовых сборов, так и спад зрительской активности.
В 2005 году наблюдался и существенный спад в американском видео-, а точнее в DVD бизнесе (роль VHS вплотную приблизилась к нулю). В первом полугодии немало шума наделал тот факт, что Суперсемейка продавалась не так успешно, как прогнозировалось. Всего в 2005 году было продано примерно 15,6 млн DVD комплектов Суперсемейки (в денежном эквиваленте это составляет $285 млн), что существенно меньше, чем 22 млн DVD комплектов Поисков Немо , проданных в 2003-2004 гг. Впрочем, это не помешало Суперсемейке стать самым продаваемым релизом года, оставив позади Мадагаскар со $186 млн.
Практически одинаково успешно продавались на DVD Подводная братва и Полярный экспресс (примерно по $160 млн), притом, что выход Экспресса на DVD был существенно задержан. Компьютерная лента Роберта Земекиса появилась в видеомагазинах лишь на День благодарения 2005 года, то есть спустя год после кинопремьеры, очень поздно по современным голливудским меркам. Но задержка DVD релиза сыграла добрую службу мультфильму, дав возможность Warner Bros. устроить повторный Imax прокат. Идея повторного релиза себя полностью оправдала - за месяц показов Полярный экспресс заполучил дополнительные $10 млн кассовых сборов, то есть четверть от того, что лента собрала в сети Imax в 2004 году.
В 2005 году компания Disney впервые выпустила сразу два платиновых издания своих классических мультфильмов (до этого платина появлялась раз в год, но сейчас в преддверии распространения видео высокой четкости приходится торопиться) - в марте вышел Бэмби , а в октябре Золушка . Оба мультфильма показали лучшие результаты, чем Аладдин в 2004 году. Бэмби принес $90 млн, а Золушка - $104 млн.
Куда менее успешно показали себя видеосиквелы, коих, как было отмечено выше, в 2005 году было особенно много. Самым успешным оказался Мулан 2 , DVD продажи этого продолжения известного диснеевского мультфильма составили $61,6 млн. Тарзан 2 принес $47,1 млн, а Лило и Стич 2 - $43,7 млн. Несмотря на то, что эти цифры не включают в себя DVD прокат, очевидно, что это очень скромные достижения, ведь у дешевого Фильма о Стиче , например, в свое время в копилке было $73 млн! Возможно массовый зритель, наконец, пресытился чипквелами и стал более разборчивым, ведь даже громко раскрученное специальное переиздание Прайда Симбы в августе прошлого года принесло лишь $10 млн. В этом свете идея закрытия австралийского филиала Disney кажется более осмысленной, потому что подобные доходы едва ли покрывают расходы на производство и раскрутку новых мультфильмов. А вот Universal похоже довольна продажами 11-ой части Земли до начала времен ($11 млн), т.к. не спешит сворачивать производство очередных чипквелов к классическому мультфильму Дона Блата. Ну да пребудет с ними дух крошкозавра, кесарю кесарево…
А за сим хочется попрощаться с 2005 годом и поскорее перейти к событиям наступившего 2006 года, который обещает быть очень интересным.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Разговор с Контантином Бронзитом Часть 1

В начале декабря 2004 года на страницах форума Сайта о про-диснеевской анимации состоялась беседа поклонников анимации с известным аниматором и режиссером Константином Бронзитом. Поводом для разго...

Компьютерная полнометражная анимация. Путь к успеху. Часть 1

22 ноября 1995 года вошёл в историю, как день рождения компьютерной полнометражной анимации. Эру открыла Игрушечная история от Pixar Animation Studios, созданная по заказу Walt Disney и произведш...

Принципы про-диснеевской рисованной анимации

Сказать, что это просто-напросто та техника, в которой диснеевская студия, а позже ее последователи создавали свои самые знаменитые мультфильмы, значит сказать непозволительно мало. Однако по-другом...

Аниматоры США: Новое

News image

Принципы диснеевской анимации

Принципы диснеевской анимации, полученные практическим путем, исходя опыта конкретной повседневной работы, оказались настолько эффективными, что их изучение стало обязательным сначала для аниматоров...

News image

Развитие полнометражной анимации США: широкая дорога смелых одиночек. Уолт Дисней (начало)

Полнометражные анимационные произведения США устойчиво ассоциируются с одной студией Уолта Диснея. Странно, ведь при тех возможностях, которые дает язык анимации, можно создавать удивительно выразит...

News image

«Белоснежка…» Уолта Диснея – образец на все времена

Если все сериалы начинались с упрощения графических форм, то в полном метре Дисней пошел «от обратного», в сторону намеренного усложнения мультипликата. Он понимал, что полнометражная история должна...

Реклама* !

Русская анимация:

Реалии и перспективы

News image

В кинопрокат и на телевидение в 2006-2007 году имеет реальные шансы попасть ряд российских анимационных проектов. Вы...

Зоопарки и заповедники для редких видов искусства

News image

Этого странного вопроса о том, нужно ли государству поддерживать культуру вообще и анимацию в частности, не может и не должн...

Российская мультипликация при смерти

News image

Закрытый показ Анимационная студия Пилот едва не закрылась на прошлой неделе. Режиссер Сергей Меринов написал в блоге, что...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Тарзан на DVD

Лучше позже, чем никогда! Я вернулся из отпуска и хочу высказать свой комментарий относительно недавно вышедшего специального издания Тарзана . Я н...

News image

Сдвиг дат по фазе

Компании Disney и Pixar сделали сенсационные объявления об изменении дат релизов грядущих компьютерных мультфильмов. Премьера пиксаровских Машин ...

News image

Про диснеевские сиквелы

Как известно, Уолт Дисней всегда настороженно относился к сиквелам. При его жизни мышиная фабрика не выпустила ни одного полнометражного продолжения...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Красавица и Чудовище в стерео

Компания Disney уже успела зарекомендовать себя самым активным игроком в деле популяризации трёхмерного (стерео) цифрового кино. Валл-и , скорее вс...

News image

Валля идет!

22 июня кинокомпания Paramount поставила рекорд по достижению рубежа $1 млрд долларов кассовых сборов в США. Для этого прокатывающимся ею фильмам...

News image

Мои пристрастия!

Вас никогда не спрашивали, какой мультфильм, по вашему мнению, самый лучший? Или, по крайней мере, ваш любимый? Думаю, многие согласятся, что это с...