Предложения
Об анимации - Русская анимация
17.08.2011 07:15

предложения

Первое предложение – не собираться по поводу спасения анимационной индустрии гуртом, ибо ничего кроме гвалта слышно не будет. Никто из студентов, аниматоров, блоггеров и прочей разношерстной публики ничего, в силу недостатка опыта, внятного на таких мероприятиях не выработает, путного не предложит, коэффициент полезного действия будет ноль.

Тем не менее, каким-либо компетентным лицам, одному, двум или трем, но не более, нужно составить некую внятную программу реформы анимационной индустрии, предназначенную для «заброса» на самый высший уровень. В программе этой реформы должны содержаться предложения государству об участии в регулировании производственных отношений внутри участников кинопроизводства. И уровень этот, естественно, должен быть не какой-нибудь крохотулечной программки на телевидении. Уровень - это профильные комитеты Государственной думы, Министерство культуры, Министерство экономического развития, Правительство и Администрация Президента. Но прежде, чем эти предложения по реформированию туда попадут, они, действительно, должны быть предъявлены широкому обозрению. И пункты, затронутые внутри этой программы, будут выходить далеко за рамки проблем одной лишь анимационной индустрии, так как проблемы у анимационной индустрии точно такие же, как и у всего отечественного кинематографа в целом.

Кто в действительности может стать инициатором подобных реформ? Конечно, среди них не помешало бы найтись внятным медийным лицам, способным попадать в любые кабинеты. Но у таких лиц, как правило, все и так в порядке, и не факт, что они заинтересуются подобной тратой времени. А если и заинтересуются, то уж точно, не смогут уделять вопросу много внимания. Поэтому на подобное участие рассчитывать не приходится. А значит, подвиг предстоит совершать неизвестным героям. И если такие не появятся, то ждать нам возрождения анимации в России еще лет двести.

Если инициаторы реформ все же появятся, то труд им предстоит нелегкий. Ибо реформы эти точно не приведут в восторг инертную массу чиновников, ни кинопоказчиков.

Первое, и самое главное, что необходимо реформировать – это систему отношений кинотеатральных сетей с правообладателями. Чтобы анимационные проекты, как и любые другие российские кинофильмы начали окупаться в кинопрокате, нужно повысить процент отчислений кинотеатров производителю до 70-80 процентов. Предвижу негодование кинопоказчиков. Но этому мыльному пузырю однажды придется лопнуть. Государственные структуры эти вопросом пока не интересовались, а производители слабы, и не смеют поднимать голос против частной системы кинопоказа. А пора бы.

В 2009 году сборы российских картин составили 176 миллионов долларов, в 2008 году 211,5 миллионов долларов. Кинотеатры оставили себе половину. Нетрудно посчитать – это почти 194 миллиона долларов. Большая часть из производителей при этом оказалась в минусе, а кинотеатры практически озолотились. Понятное дело, если государство задумается – а не помочь ли производителям, отобрав холяву у кинотеатров, стоны начнутся у кинопоказа. Возникнет аргумент: «Нет, ну мы же стараемся, мы же новые кинотеатры открываем…» И можно будет задать встречный вопрос: «И где же эти кинотеатры?». Прокатчики снова ответят: «Их мало, потому что мы мало зарабатываем!» И вот тут государству можно очень мощно выступить, предложив: «Ребята, а давайте государство создаст свою собственную кинотеатральную сеть? И посмотрим – какое это «мало»? Заодно и вас антимонопольная служба проверит…» Что-то я сомневаюсь, что кто-то из кинопоказа уйдет из бизнеса. В худшем случае, кто-то пересядет с «ягуара» на «фольксваген», и то – ситуация маловероятная. Возвращаясь к цифрам, возврат кинотеатрами производителю средств на 10 процентов больше вернет в киноиндустрию за два года на 40 миллионов больше, а если кинотеатры будут оставлять себе лишь 20 процентов – то производителю достанется больше на 120 миллионов очень нужных долларов. Но это только на первый взгляд. Если количество кинотеатральных отчислений увеличится в пользу производителя – российское кино неожиданно окажется на редкость рентабельным производством. А это значит, что и отечественных фильмов производиться будет больше, и их доля в прокате повысится, и вся отечественная киноиндустрия воскреснет, а вместе с ней – и анимация. Вот об этом и необходимо говорить в первую очередь в ходе реформы. Потому что почтовый ящик никак не может быть важнее самого письма. Хотя в российском кинопрокате, как выясняется, такое возможно…

Теперь об авторском анимационном кино. Средств на него государство должно выделять больше. Россия – не такая бедная страна, чтобы экономить на детях и искусстве. Должны быть доработаны способы государственного финансирования авторов и авторских групп, определены источники распределения, установлена прозрачная отчетность за потраченные средства и формы ее контроля. Один государственный орган самостоятельно с такой задачей справиться не сможет. А если попытается, то или способ финансирования будет кривой или прозрачности не будет. Поэтому, как предлагалось выше, средства нужно выделять и учебным заведениям напрямую, чьи студенты работают с анимацией. Нужно создать специальную общественную комиссию, участвующую в отборе финансируемых проектов. И создать помимо Министерства культуры иные учреждения, в чьи обязанности входила бы помощь и развитие отечественной анимационной индустрии. Только так. Иными способами из такой экстремальной ж..пы, простите, не выбраться…

Далее… Производители анимационных фильмов, как и любых других, страдают от продажи контрафакта. Необходимо поднять и этот вопрос. Притом, что способы легализации рынка носителей есть, государство упорно ограничивается декларативными способами борьбы с этими преступлениями. Борется с последствиями, не устраняя причину, которой является недоработка законодательных актов и, как следствие – неэффективность их применения. И государству ни в коем случае не следует отмахиваться от предложений правообладателей по искоренению рынка контрафактной продукции, так страдают в этом случает не только правообладатели, но и все граждане страны. Которые, из-за отсутствия у правообладателей нормальных условий создания как фильмов, так и мультфильмов, и любой другой интеллектуальной собственности – просто лишены нормального отечественного интеллектуального контента на любом уровне. В результате в кинотеатрах мы смотрим или низкобюджетную отечественную чушь, или что-то импортное. В телевизоре происходит то же самое, да и на радио, в общем, ситуация такая же. И если у каких-либо чиновников возникнет вопрос – каким образом можно максимально эффективно защищать на территории России интеллектуальную собственность, то, пожалуй, стоит вернуться к событиям 2006 года, и рассмотреть предложения правообладателей, доблестно проигнорированные сотрудниками Администрации Президента накануне ввода в действие 4 части ГК. Вряд ли они где-то в кабинетах сохранились, но можно спросить, в крайнем случае, у автора этой статьи. В чем их суть – готов рассказать. Создание на территории России единого реестра интеллектуальной собственности и конкретизация с его помощью форм борьбы с производителями контрафактной продукции – вот о чем, собственно, шла речь. И неплохо было бы вернуться к этой теме снова. Ведь сейчас рынок носителей заполнен контрафактной продукцией на 90 процентов. Если бы ситуация развернулась с точностью до наоборот, и эти 90 процентов пришли к правообладателю – отечественное кино могло бы стать одним из самых выгодных объектов для капиталовложений. А вкупе с отрегулированными отношениями между прокатом и правообладателем – и вовсе сверхрентабельным производством.

Теперь стоит вспомнить об Интернете. Здесь все теперь очень интересно, не так печально, в отдаленной перспективе выглядит весьма заманчиво, и к счастью, мало зависит от государства. В последнее время начали появляться способы превращения Интернета, как настоящего кошмара правообладателя, в курицу, несущую золотые яйца. Речь идет об оказании огромного пакета услуг по скачиванию любого легального контента через официальных провайдеров. Выглядеть в реальности вскоре эта опция будет следующим образом – любой желающий покупает в магазине обычную приставку, которая через спутник или Интернет позволяет платно скачать любое аудиовизуальное произведение, сохранив его в памяти устройства. Пока этих приставок нет в продаже, и сами провайдеры не очень готовы развить этот рынок услуг. Но долго ждать не придется. Что, в свою очередь, означает, что провайдеры будут отчислять роялти тому правообладателю, чей контент был скачен. Главное в этом случае, чтобы не повторилась история с кинопрокатом, и нельзя разрешать провайдерам оставлять львиную долю прибыли себе, возвращая правообладателю гроши. Но это процесс, который со временем отрегулируется.

Так же в программе реформирования следует предложить государству открыть несколько государственных анимационных студий, наделить их соответствующим бюджетом для производства авторских и полнометражных анимационных фильмов. Что, в свою очередь, позволит закрепить и развить технологии создания современного отечественного анимационного кино, и поднять его качество на должный конкурентоспособный уровень.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Численность команд аниматоров в диснеевских мультфильмах 1985-2004

Любой обзор численности команд полнометражных про-диснеевских мультфильмов разумнее всего начинать с аниматоров. В течение нескольких десятилетий их специальность была элитной и одной из самых высок...

Андрей Рябовичев отвечает на вопросы участников форума

В июле 2004 года побеседовать с участниками форума Сайта о про-диснеевской анимации согласился художник-постановщик по персонажам мультфильма Князь Владимир Андрей Рябовичев. Здесь я привожу ск...

Беседа с Сашей Дороговым

Летом 2006 года гостем форума Сайта о про-диснеевской анимации стал Саша Дорогов, легендарный аниматор, один из немногих русских, кому довелось поработать на студии Disney Feature Animation (Флор...

Аниматоры США: Новое

News image

Истоки анимационных сериалов США: от комикса к экрану

Анимационная продукция США, несмотря на все свое многообразие по стилю, жанру и целевой аудитории, практически не обладает штучным, единичным продуктом в области короткометражной анимации. Другими с...

News image

«Кот Феликс» — самый успешный сериал Америки

Сегодня, спустя почти сто лет после премьеры «Кот Феликс» (Felix the Cat) — это успешная франшиза, приносящая правообладателям существенные прибыли (при том, что новых серий не снимается уже 30 лет)...

News image

Ожившие комиксы, и люди, их оживившие

Приход в американскую анимацию художников из графического жанра, каковым являются комиксы, определил ее художественный стиль и особенности не только в период 1910-х-1920-х годов, но и стал отличит...

Реклама* !

Русская анимация:

Фестиваль Крок показал, что представляет собой нынешняя российская анимация

News image

Наши зрители, которые видят по телевизору только классические советские мультфильмы, уверены в том, что российская анимация зако...

Что не так с инвесторами

News image

С теми редкими героями, опрометчиво приложившими свои ресурсы, как Бог черепаху - все в порядке. Память об этих неудачах надежно...

Советские, российские, никакие

News image

В поисках идеологической точки опоры наша индустрия анимации, как в свое время киноиндустрия, обратилась к прошлому. Первым бо...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Pixar готовит 13-й полнометражный анимационный фильм

Новая анимационная картина будет называться «Храбрая сердцем» и выйдет в российский прокат летом 2012 года. Главная героиня фильма – отважная шот...

News image

Симпсоны крушат рекорды!

Праздник на улице поклонников рисованной анимации! На киноэкраны Америки (и совсем скоро у нас) выходит полнометражная версия культового мультсериал...

News image

Дела кассовые

На повестке дня два вопроса. Во-первых, пора подвести предварительные итоги американского кинопроката последнего диснеевского мультфильма Братец Ме...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Скромный дебют Принцессы и лягушки

До сих пор я писал о том, что коммерческий успех Принцессе и лягушке гарантирован. Однако, в реальности оказывается, что не всё так просто. Вперв...

News image

Мои пристрастия!

Вас никогда не спрашивали, какой мультфильм, по вашему мнению, самый лучший? Или, по крайней мере, ваш любимый? Думаю, многие согласятся, что это с...

News image

Вверх

Чудесное кино , почти совершенство , лучшая работа студии Pixar , на текущий момент лучший фильм года . Такими эпитетами награждают Вверх западн...