Предложения
Об анимации - Русская анимация
17.08.2011 07:15

предложения

Первое предложение – не собираться по поводу спасения анимационной индустрии гуртом, ибо ничего кроме гвалта слышно не будет. Никто из студентов, аниматоров, блоггеров и прочей разношерстной публики ничего, в силу недостатка опыта, внятного на таких мероприятиях не выработает, путного не предложит, коэффициент полезного действия будет ноль.

Тем не менее, каким-либо компетентным лицам, одному, двум или трем, но не более, нужно составить некую внятную программу реформы анимационной индустрии, предназначенную для «заброса» на самый высший уровень. В программе этой реформы должны содержаться предложения государству об участии в регулировании производственных отношений внутри участников кинопроизводства. И уровень этот, естественно, должен быть не какой-нибудь крохотулечной программки на телевидении. Уровень - это профильные комитеты Государственной думы, Министерство культуры, Министерство экономического развития, Правительство и Администрация Президента. Но прежде, чем эти предложения по реформированию туда попадут, они, действительно, должны быть предъявлены широкому обозрению. И пункты, затронутые внутри этой программы, будут выходить далеко за рамки проблем одной лишь анимационной индустрии, так как проблемы у анимационной индустрии точно такие же, как и у всего отечественного кинематографа в целом.

Кто в действительности может стать инициатором подобных реформ? Конечно, среди них не помешало бы найтись внятным медийным лицам, способным попадать в любые кабинеты. Но у таких лиц, как правило, все и так в порядке, и не факт, что они заинтересуются подобной тратой времени. А если и заинтересуются, то уж точно, не смогут уделять вопросу много внимания. Поэтому на подобное участие рассчитывать не приходится. А значит, подвиг предстоит совершать неизвестным героям. И если такие не появятся, то ждать нам возрождения анимации в России еще лет двести.

Если инициаторы реформ все же появятся, то труд им предстоит нелегкий. Ибо реформы эти точно не приведут в восторг инертную массу чиновников, ни кинопоказчиков.

Первое, и самое главное, что необходимо реформировать – это систему отношений кинотеатральных сетей с правообладателями. Чтобы анимационные проекты, как и любые другие российские кинофильмы начали окупаться в кинопрокате, нужно повысить процент отчислений кинотеатров производителю до 70-80 процентов. Предвижу негодование кинопоказчиков. Но этому мыльному пузырю однажды придется лопнуть. Государственные структуры эти вопросом пока не интересовались, а производители слабы, и не смеют поднимать голос против частной системы кинопоказа. А пора бы.

В 2009 году сборы российских картин составили 176 миллионов долларов, в 2008 году 211,5 миллионов долларов. Кинотеатры оставили себе половину. Нетрудно посчитать – это почти 194 миллиона долларов. Большая часть из производителей при этом оказалась в минусе, а кинотеатры практически озолотились. Понятное дело, если государство задумается – а не помочь ли производителям, отобрав холяву у кинотеатров, стоны начнутся у кинопоказа. Возникнет аргумент: «Нет, ну мы же стараемся, мы же новые кинотеатры открываем…» И можно будет задать встречный вопрос: «И где же эти кинотеатры?». Прокатчики снова ответят: «Их мало, потому что мы мало зарабатываем!» И вот тут государству можно очень мощно выступить, предложив: «Ребята, а давайте государство создаст свою собственную кинотеатральную сеть? И посмотрим – какое это «мало»? Заодно и вас антимонопольная служба проверит…» Что-то я сомневаюсь, что кто-то из кинопоказа уйдет из бизнеса. В худшем случае, кто-то пересядет с «ягуара» на «фольксваген», и то – ситуация маловероятная. Возвращаясь к цифрам, возврат кинотеатрами производителю средств на 10 процентов больше вернет в киноиндустрию за два года на 40 миллионов больше, а если кинотеатры будут оставлять себе лишь 20 процентов – то производителю достанется больше на 120 миллионов очень нужных долларов. Но это только на первый взгляд. Если количество кинотеатральных отчислений увеличится в пользу производителя – российское кино неожиданно окажется на редкость рентабельным производством. А это значит, что и отечественных фильмов производиться будет больше, и их доля в прокате повысится, и вся отечественная киноиндустрия воскреснет, а вместе с ней – и анимация. Вот об этом и необходимо говорить в первую очередь в ходе реформы. Потому что почтовый ящик никак не может быть важнее самого письма. Хотя в российском кинопрокате, как выясняется, такое возможно…

Теперь об авторском анимационном кино. Средств на него государство должно выделять больше. Россия – не такая бедная страна, чтобы экономить на детях и искусстве. Должны быть доработаны способы государственного финансирования авторов и авторских групп, определены источники распределения, установлена прозрачная отчетность за потраченные средства и формы ее контроля. Один государственный орган самостоятельно с такой задачей справиться не сможет. А если попытается, то или способ финансирования будет кривой или прозрачности не будет. Поэтому, как предлагалось выше, средства нужно выделять и учебным заведениям напрямую, чьи студенты работают с анимацией. Нужно создать специальную общественную комиссию, участвующую в отборе финансируемых проектов. И создать помимо Министерства культуры иные учреждения, в чьи обязанности входила бы помощь и развитие отечественной анимационной индустрии. Только так. Иными способами из такой экстремальной ж..пы, простите, не выбраться…

Далее… Производители анимационных фильмов, как и любых других, страдают от продажи контрафакта. Необходимо поднять и этот вопрос. Притом, что способы легализации рынка носителей есть, государство упорно ограничивается декларативными способами борьбы с этими преступлениями. Борется с последствиями, не устраняя причину, которой является недоработка законодательных актов и, как следствие – неэффективность их применения. И государству ни в коем случае не следует отмахиваться от предложений правообладателей по искоренению рынка контрафактной продукции, так страдают в этом случает не только правообладатели, но и все граждане страны. Которые, из-за отсутствия у правообладателей нормальных условий создания как фильмов, так и мультфильмов, и любой другой интеллектуальной собственности – просто лишены нормального отечественного интеллектуального контента на любом уровне. В результате в кинотеатрах мы смотрим или низкобюджетную отечественную чушь, или что-то импортное. В телевизоре происходит то же самое, да и на радио, в общем, ситуация такая же. И если у каких-либо чиновников возникнет вопрос – каким образом можно максимально эффективно защищать на территории России интеллектуальную собственность, то, пожалуй, стоит вернуться к событиям 2006 года, и рассмотреть предложения правообладателей, доблестно проигнорированные сотрудниками Администрации Президента накануне ввода в действие 4 части ГК. Вряд ли они где-то в кабинетах сохранились, но можно спросить, в крайнем случае, у автора этой статьи. В чем их суть – готов рассказать. Создание на территории России единого реестра интеллектуальной собственности и конкретизация с его помощью форм борьбы с производителями контрафактной продукции – вот о чем, собственно, шла речь. И неплохо было бы вернуться к этой теме снова. Ведь сейчас рынок носителей заполнен контрафактной продукцией на 90 процентов. Если бы ситуация развернулась с точностью до наоборот, и эти 90 процентов пришли к правообладателю – отечественное кино могло бы стать одним из самых выгодных объектов для капиталовложений. А вкупе с отрегулированными отношениями между прокатом и правообладателем – и вовсе сверхрентабельным производством.

Теперь стоит вспомнить об Интернете. Здесь все теперь очень интересно, не так печально, в отдаленной перспективе выглядит весьма заманчиво, и к счастью, мало зависит от государства. В последнее время начали появляться способы превращения Интернета, как настоящего кошмара правообладателя, в курицу, несущую золотые яйца. Речь идет об оказании огромного пакета услуг по скачиванию любого легального контента через официальных провайдеров. Выглядеть в реальности вскоре эта опция будет следующим образом – любой желающий покупает в магазине обычную приставку, которая через спутник или Интернет позволяет платно скачать любое аудиовизуальное произведение, сохранив его в памяти устройства. Пока этих приставок нет в продаже, и сами провайдеры не очень готовы развить этот рынок услуг. Но долго ждать не придется. Что, в свою очередь, означает, что провайдеры будут отчислять роялти тому правообладателю, чей контент был скачен. Главное в этом случае, чтобы не повторилась история с кинопрокатом, и нельзя разрешать провайдерам оставлять львиную долю прибыли себе, возвращая правообладателю гроши. Но это процесс, который со временем отрегулируется.

Так же в программе реформирования следует предложить государству открыть несколько государственных анимационных студий, наделить их соответствующим бюджетом для производства авторских и полнометражных анимационных фильмов. Что, в свою очередь, позволит закрепить и развить технологии создания современного отечественного анимационного кино, и поднять его качество на должный конкурентоспособный уровень.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Секреты мультфильмов: Новое

Компьютерная графика в полнометражной про-диснеевской анимации. Часть 2

Во второй половине 90-х годов компьютерная анимация стала непременным атрибутом всех больших анимационных проектов, появляясь теперь и в европейских, и в японских мультфильмах. Технологии усовершен...

От эскиза к готовому кадру

Аниматор персонажей (character animator) обычно рисует только ключевые кадры. И их рисование всегда начинается с чернового наброска. Будущий персонаж собирается из дуг и простейших геометрических ф...

О согласовании труда аниматоров

Полноценный полнометражный мультфильм всегда продукт коллективного труда. При этом максимально эффективным является такое производство, при котором каждый художник четко осознает свои задачи и конеч...

Аниматоры США: Новое

News image

Принципы диснеевской анимации

Принципы диснеевской анимации, полученные практическим путем, исходя опыта конкретной повседневной работы, оказались настолько эффективными, что их изучение стало обязательным сначала для аниматоров...

News image

Сериальные работы Уолта Диснея: как появился Микки-Маус?

В 1920-1921 годах Уолт Дисней по заказу снял 12 коротеньких лент – «Смехограмм Ньюмена». Это единственные мультфильмы, сделанные полностью им, от начала и до конца (как художника, аниматора и автора...

News image

Истоки анимационных сериалов США: от комикса к экрану

Анимационная продукция США, несмотря на все свое многообразие по стилю, жанру и целевой аудитории, практически не обладает штучным, единичным продуктом в области короткометражной анимации. Другими с...

Реклама* !

Русская анимация:

Как быть с авторским анимационным кино?

News image

Неудивительно, что в сложившейся ситуации громче всего слышны душераздирающие стоны представителей именно авторско...

Русская анимация (1960-1990)

News image

1960-е Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться ...

Какова роль государства в процессе формирования индустрии анимационного кино?

News image

Роль государства в стагнации российской киноиндустрии и особенно - ее анимационного сегмента, очень ясна и проста. В заповеднике...

Аниме каталог: Смотрите

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Авторизация



Новости мультипликаторов: Интересно

News image

Disney на верном пути

Сегодня известнейшая газета The Hollywood Reporter опубликовала многообещающий материал под названием Люди, стоявшие за Русалочкой , возвращаются ...

News image

Прощай, домик в деревне!

Спустя 13 недель после премьеры последняя диснеевская студийная рисованная лента завершает американский прокат. Еще более 200 кинозалов демонстрир...

News image

О Шреке замолвите слово!

Итак, Шрек 2 бьет кассовые рекорды (в том числе и в нашей стране), интернет-ресурсы пестрят рецензиями и отзывами о нем, а на форуме Сайта о про-...

Отзывы о мультфильмах: На заметку

News image

Встречаем Белоснежку !

Сегодня 29 октября на российские киноэкраны выходит долгожданная Книга мастеров, и в блеске масштабной кампании по раскрутке этого фильма практическ...

News image

Перекраивая классику. Часть 1. Красавица и Чудовище

Это началось в конце 90-х годов. Конечно, попытки улучшить мультфильмы, уже ставшие классикой, предпринимались и раньше, однако идея не просто отрес...

News image

Русалочка на плаву!

Появились первые данные об успехах долгожданного платинового DVD издания диснеевской Русалочки , релиз которого состоялся 3 октября. За первую (...